Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 2440 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, О. Н. Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования / О. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1374/ (дата обращения: 16.11.2024).

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. современный специалист призван стать носителем идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству образования - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

В «Концепции модернизации образования до 2020 г.» подчеркивается стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Именно поэтому в настоящем федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование сказано, что будущий воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУН, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю С.И. Ожегова [4], «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении». Данные понятия являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина [2], характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет.

Таким образом, говоря, о профессиональной компетентности педагога можно сказать, что в содержание этого понятия вкладывают личные возможности самого педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории и готовность применять ее положения на практике.

Готовность, на наш взгляд, включает разнообразные виды умений: аналитические, рефлексивные, гностические, конструктивные, коммуникативные, организационные и др. Среди них особое место занимают проективные умения, так как во многом определяют успешность профессиональной деятельности будущего специалиста в области дошкольного образования. Данные умения проявляются в умениях модифицировать общие цели и задачи воспитания, проектировать материальное оснащение образовательного процесса, конструировать занятия, выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы, планировать этапы деятельности, использовать инновационные методические приемы.

Предлагаем рассмотреть характеристику проективных умений более детально.

Умения осуществлять модифицирование (видоизменение, преобразование чего-либо) общих целей и задач воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития. Будущий педагог должен уметь замечать «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организовывать дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями (например, освоили один вариант настольно-печатной игры) он будет вноситт в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры).

Умения проектировать материальное оснащение образовательного процесса, (использование игрушек, поделок оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.). Будущий специалист в области дошкольного образования должен быть готов данные умения проявить при построении развивающей среды (организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей). Например, он может участвовать в зонировании пространства мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования, использовать помещения спальни и приемной комнаты; создавать условия для реализации принципа активности, обеспечивающих ребёнку возможность двигаться; совместно с детьми достраивать определённые детали интерьера, включать в него крупные игрушки-символы, репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

Умения конструировать занятия, развлечения, праздники. При конструировании занятий будущий специалист должен уметь определять тип занятия, тему, программное содержание, оборудование и материалы, описывать ход занятия, предусмотрительно готовиться к решению тех или иных трудностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения детьми разных видов заданий. Важным моментом при конструировании занятий является учет возможностей каждого ребенка и коллектива детей в целом. При конструировании праздников и развлечений должен указать тему праздника, длительность праздника, подготовить оборудование, распределить роли, раздать костюмы, уточнить дату проведения, составить подробный план сценария.

Умения выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы. Цель представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта к финальному результату, на который преднамеренно направлен процесс. Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. Для того чтобы выделить цели и задачи воспитательно-образовательной работы будущему педагогу ДОУ, прежде всего, необходимо знать их виды. Цели бывают общими и специфическими; задачи образовательными, воспитательными, развивающими. Ещё следует ориентироваться на разделы программы, реализуемой ДОУ, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников; точно сформулировать вид и тему, содержание деятельности, уметь видеть главное в содержании деятельности. Например, тема: «Сравнение. Составление пар», цель: обучение детей старшего дошкольного возраста сравнению; программное содержание (задачи): формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар; развивать представление о равенстве, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать привычку работать старательно, соблюдать установленные нормы поведения.

Умения планировать этапы деятельности. Планирование - это вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения. Планирование в ДОУ — это заблаговременное рациональное распределение основных видов деятельности детей в течение дня, которое осуществляется в двух обязательных формах, взаимно дополняющих друг друга: в перспективном и календарном. При планировании необходимо учитывать ряд требований: содержание воспитания и обучения, формы организации детской жизни, методы и приемы педагогического воздействия, которые отбираются и отражаются в плане, исходя из целей и задач воспитания: обеспечение разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Планирование должно способствовать организации целостного воспитательного процесса. Оно конкретизирует задачи обучения и воспитания на определенный отрезок времени с учетом уже достигнутого уровня развития детского коллектива и отдельных детей. В плане будущим специалистом в области дошкольного образования должны предусматриваться разнообразные виды детской деятельности (с учетом принципа интеграции образовательных областей), определяться основные методы и приемы их организации и руководства детьми. Коллективные формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальными. Большое внимание будущему педагогу следует обратить на формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Следует помнить, что план обеспечивает системность педагогической работы - установление связи между ее отдельными видами и формами: между содержанием занятий по различным разделам обучения; между занятиями и работой воспитателя с детьми в повседневной жизни; между занятиями, игрой и трудом дошкольников. Все это создает условия для полноценного воспитания и обучения ребенка. План служит руководством к деятельности, если он реален и конкретен, что достигается постановкой в нем определенных задач с учетом уровня развития детей, их интересов, текущих общественных событий, типичных явлений природы.

Умения использовать инновационные методические приемы. Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Новации могут затрагивать принципы образования, формы, методы и средства обучения и воспитания, методы контроля и управления образовательным процессом и т.д. Их особенность заключается в том, что педагогами используется обобщающая идея педагогов-новаторов («отрицание старого», «преобразование старого», «создание нового»). Понятие «новации» относится к разряду терминов, которые начинают активно использоваться тогда, когда происходит изменение этой действительности, перестройка и модернизация функционирующей системы и создание новой. В остальных случаях, когда система обеспечивает достижение стабильно высоких положительных результатов, данный термин практически не используется.

На сегодняшний день будущих специалистов дошкольного образования необходимо готовить к использованию в профессиональной деятельности таких инновационных педагогических способов как педагогическая стажировка, дискуссия, участие в совместных играх с детьми, имитационный тренинг, анализ ситуаций-проблем, обсуждение ситуаций-оценок, проигрывание ситуаций-иллюстраций, использование ситуаций-упражнений, оценка конкурентоспособности ДОУ, оценка инновационных потенциалов коллектива, оценка рисков и шансов, оценка эффективности нововведений, «Мозговая атака», метод синектики (методика психологической активизации творчества), организация «фокус-групп», организационно-деловые игры, таблицы решений, сравнение альтернатив, построение дерева принятия решений, метод модернизации, метод экспертных оценок, метод аналогий, создание игровых имитационных моделей, графические модели, методы компьютерного моделирования, методы шоу - технологий, метод презентации, диалогический метод, метод противоречия, метод двухсторонней аргументации, метод «извлечения выводов», метод акцентирования, метод «бумеранга» и др.

Важно заметить, что проективные умения у будущих специалистов в области дошкольного образования будут развиваться непосредственно в процессе профессиональной деятельности, главное направить их мотивацию на овладение высоким уровнем развития данных видов умений, что в свою очередь будет соответствовать следующим показателям: специалист будет способен критически анализировать существующие методические рекомендации, уметь логически обоснованно выделять систему целей и задач педагогического процесса; предвидеть результат своей деятельности, планировать ее этапы, находит на этой основе нестандартные методические решения.

Итак, будущие специалисты системы дошкольного образования должны владеть набором компетенций, которые в определенной степени будут свидетельствовать об их профессиональной компетентности. Проективные же умения, являясь составной частью профессиональной компетентности будущего педагога, обеспечат практическую применимость сформированных компетенций.


Литература:

  1. ФГОС СПО: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования по специальности 050144 Дошкольное образование. [Текст]. – М.: Издательство стандартов, 2009. – 43 с.

  2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

  3. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Л.И. Скворцов – М.: Оникс, 2010. – 736 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, умение, будущий педагог, будущий специалист, задача, профессиональная деятельность, воспитательно-образовательная работа, задача воспитания, образовательный процесс, профессиональная компетентность.

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя