Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка
Автор: Хрулева Ирина Игоревна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 682 раза
Библиографическое описание:
Хрулева, И. И. Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка / И. И. Хрулева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1396/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема формирования компетентного педагога является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в контексте современного образования. Как отмечают исследователи, в стенах учебного заведения будущий специалист должен не только овладеть знаниями, умениями и навыками, он должен научиться извлекать эти знания самостоятельно, «добывать информацию», значимую и нужную для своей педагогической деятельности, овладеть умением анализировать, быть способным к рефлексии в целеполагании своей профессиональной деятельности, что является важным профессиональным качеством педагога.
Формирование профессиональных умений происходит через изучение учебных предметов, которые являются частью образовательного процесса. В профессиональное образование в настоящее время введено (помимо знаний, умений и навыков) новые образовательные конструкты – компетентности, компетенции и ключевые квалификации. Дж. Равен определяет компетентность таким образом: «Компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». [4, с.6].
Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют двойственный, практико-ориентированный характер. Они помимо теоретических знаний включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие, иначе говоря, компетентности это совокупность (система) знаний в действии. [2, с.23]. В психолого-педагогической литературе существуют такие понятия как «профессиональная компетентность», «педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность».
Многие исследователи представляют модель профессиональной компетентности педагога как единство его теоретической и практической готовности. Компетентный педагог тот, который готов и способен саморазвиваться, самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и воплощать их в жизнь, стремиться к познанию и открытию нового. На сегодняшний день школа нуждается не просто в квалифицированных педагогах, обладающих определенной суммой знаний, умений и навыков, а в компетентных специалистах. Поэтому одной из главных, насущных задач для вузов, а особенно — педагогических, является формирование в стенах вуза компетентного педагога, обладающего критическим мышлением, исследовательским поиском, творческим потенциалом, умеющим оценить, спроектировать, свою профессиональную деятельность.
В связи с этим, ученые и педагоги ищут способ путей совершенствования подготовки будущего учителя, его индивидуальности, личностного становления. Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Е.Н.Солововой. Оценка профессиональной компетенции учителя, по мнению исследователя, основана на следующих базовых параметрах: коммуникативной компетенции; профессиональной компетенции; общекультурной компетенции [5, с.215].
В блок профессиональной компетентности Е.Н.Соловова включает следующие умения: 1) умения в планировании; 2)организационные умения; 3) умения в обеспечении контроля и оценки; 4) аналитические умения; 5) исследовательские умения; 6) профессионально-коммуникативные умения; 7) психолого-педагогическая компетенция; 8) филологическая компетенция; 9) личностные характеристики.
Таким образом, по мнению автора, аналитические умения являются одним из критериев профессиональной компетентности учителя. Автор рассматривает наличие у учителя аналитических умений во взаимосвязи с квалификацией учителя: а именно, уровень аналитических умений учителя определяет его квалификацию [5, с.216].
Как считает О.А.Абдуллина, аналитические умения являются значимыми в профессиональной деятельности и учителя-предметника, и классного руководителя. По мнению О.А. Абдуллиной, «для успешного осуществления воспитательной деятельности учителю необходимо владеть комплексом как общепедагогических, так и специальных воспитательных умений (диагностических, целеполагания, проектировочных, организаторских, коммуникативных, аналитических»). Кроме того, как отмечает автор, «для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, необходимо владеть комплексом аналитических, исследовательских, организаторских и информационно-конструктивных умений» [1,с. 84].
Таким образом, учеными, педагогами аналитические умения выделяются как значимые, являющиеся показателем профессиональной компетентности учителя. Е.И. Пассов считает, что умение анализировать занимает в профессиональной деятельности учителя приоритетное положение по отношению к другим профессиональным умениям учителя. [3]. Поэтому, как отмечают педагоги-исследователи, развитие аналитических умений у студентов педагогического вуза является важной и актуальной проблемой. Все эти профессионально важные качества и умения формируются и развиваются во время учебного процесса, посредством учебного предмета, который должен иметь профессиональную направленность.
Нельзя не отметить, что в условиях информационного общества в обучении иностранным языкам наметился новый подход – компетентностный. По мнению Э.Зеера, Э.Сыманюка компетентностный подход – «это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактулизация, социализация и развитие индивидуальности» [2, с. 30]. По мнению исследователей, данный подход подразумевает эффективное владение иностранным языком как средством социокультурной деятельности и предполагает, прежде всего, умение самостоятельно работать над изучением языка, совершенствоваться в профессиональном плане, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Основные тенденции развития системы лингвистического образования затрагивают и саму дидактическую среду – содержание, средства и технологии обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку ориентировано на удовлетворение реальных потребностей студентов в использовании изучаемого иностранного языка, на усвоении ими определенной системы компетенций, а также развитии языковой личности обучаемого средствами изучаемого языка. Данный подход в обучении иностранным языкам предусматривает новые педагогические технологии, которые используются преподавателем на занятии.
Педагогические технологии, по признанию педагогов, ученых это, прежде всего, продуктивные технологии, где студент становится субъектом своей деятельности, и деятельность студента носит самостоятельный, творческий характер. В контексте современного образования именно продуктивные технологии относятся к числу наиболее эффективных средств обучения, поскольку развивают в студентах практический интеллект, способность к планированию, предполагают непосредственное участие студентов в деятельности, где студент является активным участником этой деятельности, а не пассивным наблюдателем.
Суть продуктивного обучения состоит в том, что оно направлено на самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, на развитие творческого и рефлексивного мышления. Таким образом, новые технологии, технологии саморегулируемого обучения (проблемное обучение, технология модульного обучения, поисковые и исследовательские технологии и др.), как считают Э.Зеер и Э. Сыманюк [2], являются развивающими технологиям современного профессионального образования и призваны усилить фундаментальную подготовку компетентного специалиста.
Исследователи выделяют следующие технологии, направленные на развитие профессионально важных качеств студентов:
- деятельностно-ориентированные технологии (методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные задания);
- когнитивно-ориентированные технологии (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, тренинги рефлексии, интерактивные и имитационные игры, тренинги развития).
Опыт работы в вузе свидетельствует о том, что вышеназванные технологии способствуют развитию мотивационной сферы индивидуальности студента, пробуждают мыслительную активность студентов, направлены на осознание важности обучения иностранного языка как средства развития профессионально значимых качеств, в том числе и развития аналитических умений, которые являются одним из критериев профессиональной компетентности будущего учителя. На сегодняшний день акцент в преподавании иностранных языков смещается на приобретение не просто лексических и грамматических знаний, а на приобретение профессиональной компетентности, которая определяется наличием у студентов профессиональных умений. Поэтому главная задача преподавателей, используя неограниченные возможности иностранного языка развивать именно такие профессиональные умения, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности студентов, в данном конкретном случае – аналитические умения.
Как показывает практический опыт работы, эффективными являются различные виды проблемных ситуаций, которые применяются нами на практических занятиях: методы инцидента; эвристические беседы; проблемные тезисы; проблемно-поисковые и проблемные речемыслительные упражнения, основу которых составляют задания обобщающего, сравнительного или абстрагирующего характера; задания на высказывание самостоятельного суждения с аргументацией и на умения делать умозаключения. Можно применять проблемные речевые задания, основанные на последовательности действий, на предположении, догадке, обнаружении сходств и различий, исключении лишнего, которые позволяют совершенствовать мыслительные операции и придают учебной деятельности студентов творческий характер.
Эффективность развития аналитических умений повышается при использовании индивидуально ориентированных и продуктивных технологий. Их применение позволяет развить у студентов практические профессиональные умения, учит анализировать, оценивать свои достижения, ставить цели и искать пути их реализации, планировать и проектировать свою учебную деятельность. Суть этих методов обучения состоит в том, что они обеспечивают самостоятельность исследовательской деятельности студентов, развитие творческого и рефлексивного мышления.
Из опыта работы следует, что метод проектов, который в современных условиях предусматривает применение компьютерных технологий, является одним из эффективных средств развития аналитических умений студентов. Результатом проектной деятельности могут быть доклад, альбом, выставка, план-карта, презентация, разработка маршрута. Использование метода проектов целесообразно на завершающей стадии изучения материала, когда студенты обладают достаточным запасом языковых средств. Тематика возможных проектов, реализуемых на занятии по иностранному языку, разнообразна: страноведческий проект «Достопримечательности России и Франции», который можно представить в форме мини-путеводителя по знаменитым провинциям Франции; презентации художественной выставки «Знакомство с картинами Лувра и Эрмитажа»; разработки различных туристических маршрутов; культурно-исторические проекты «Праздничный календарь России и Франции», «Культурные традиции и обычаи двух стран», «Особенности национальной кухни двух стран», «Театральная жизнь двух столиц».
Практический опыт показывает, что при подготовке студентами различных тематических конференций («Города Франции и «Золотого кольца» рассказывают», «Историческая роль дворцов России и Франции», «Искусство и мы», «Великие педагоги России и Франции», «Проблемы школьного и высшего образования двух стран»), студенты учатся аргументировать свое выступление, раскрывать тему исследования, логично выстраивать и излагать подготовленный материал, делать выводы и умозаключения, выступать на публике.
Опыт аналитической деятельности студенты приобретают на занятиях-экскурсиях, разработанных ими самими («Мое любимое место отдыха», «Ярославль – город церквей», «Мой университет», «По выставочным залам родного города»), а также при обсуждении рефератов, где студенты учатся определять цель своего исследования (осуществлять целеполагание), составлять аннотацию первоисточников, выбирать эффективное средство для раскрытия идеи своего выступления в результате проведения анализа и сравнения, осуществлять контроль и оценку степени реализации своей цели.
Важным средством развития исследуемых умений являются игровые технологии, применяемые нами на занятиях иностранного язык, цель которых – реализация творческого потенциала студентов, формирование умения с помощью имеющихся языковых средств выйти из нестандартной ситуации. Например, в ходе ролевой игры «Знакомьтесь, это мы» студентам предлагается дать коллективный и индивидуальный портреты своей студенческой группы в виде резюме, которое предполагает сжатое, краткое изложение полученной информации и требует от них умения критически ее оценивать и логично излагать. При изучении иностранного языка целесообразно привлекать студентов к анализу результатов учебных занятий, в процессе осуществления которого они являются «исследователями» своей деятельности, что способствует профессиональному становлению их как будущих педагогов.
Участие студентов в конференциях, дискуссиях, в создании проектов приучает их критически оценивать и осмысливать информацию, способствует логичности мышления, а также развивает ценностные личностные качества, такие как креативную любознательность, толерантность, значимые для будущего учителя. Использование в учебной деятельности студентов продуктивных технологий способствует формированию у студентов профессиональных умений, необходимых им как будущим учителям: уверенно выступать на публике, четко и ясно излагать перед аудиторией необходимую информацию, аргументированно отвечать на вопросы.
На современном этапе развития образования перед преподавателем открывается возможность использования целого спектра новых методик и педагогических средств в преподавании иностранного языка. Важно выбрать именно те, которые наиболее эффективно и плодотворно способствовали бы решению поставленных задач обучения, а именно - формированию компетентного специалиста.
- Литература:
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А Абдуллина - М.: Просвещение, 1990..
- 2. Зеер, Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] /Э Зеер, Э. Сыманюк - // Высшее образование в России. – 2005. - № 4.
3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /[Текст] Дж Равен – М.: «Когито-Центр», 2002.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н Соловова /Базовый курс лекций - М.: Просвещение, 2002.