Компетентностный подход в обучении информатики
Автор: Степина Светлана Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 6472 раза
Библиографическое описание:
Степина, С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики / С. Н. Степина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1408/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Плохой учитель преподносит истину,
- Хороший – учит ее находить.
А.Дистерверг
- Хороший – учит ее находить.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда практически всегда зависит от его умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям труда. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студентов;
облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности студентов в учении;
разгрузить студентов не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению.
Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [11].
Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [9]
- Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний студентов [10].
Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:
задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
задачи на оптимизацию решений.
Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:
работа с видео и звуком;
работа с программами – переводчиками;
создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;
использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций [11].
Ключевые компетенции |
Общепредметные компетенции |
Предметные компетенции |
1 |
2 |
3 |
Коммуникативная компетенция |
Устный диалог |
Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос |
Диалог «человек» - «техническая система» |
Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды |
|
Диалог в письменной форме |
Использование электронной почты для переписки |
|
Полилог (коллективная дискуссия) |
Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени) |
|
Владение стилевыми приемами оформления текста |
Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации |
|
Языковая, лингвистическая компетенции |
Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования |
|
Работа в группе |
Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д. |
|
Толерантность |
Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удалѐнными собеседниками |
|
Информационная компетенция |
Поиск информации |
Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
Систематизация, анализ и отбор информации |
Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы |
|
Хранение информации |
Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы |
|
Преобразование информации |
Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. |
|
Работа с различными устройствами информации |
Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п. |
|
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации |
Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации |
|
Применение информационных и телекоммуникационных технологий |
Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач |
|
Преобразование информации |
Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. |
|
Ценностно-смысловая компетенция |
Формулировка собственной учебной цели |
Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада |
Принятие решения, ответственности на себя |
Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…) |
|
Социально-трудовая компетенция |
Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности |
Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п. |
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта |
Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям |
|
Этика трудовых и гражданских отношений |
Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д. |
|
Общекультурная компетенция |
Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и так далее |
Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков |
Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития |
Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое |
|
Компетенция личностного совершенствования |
Создание комфортной здоровьесберегающей среды |
Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее |
Создание условий для самопознания и самореализации |
Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое |
|
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы |
Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее |
|
|
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области |
Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности |
Учебно-познавательная компетенция |
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности |
Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием |
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат |
Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое |
|
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей |
Практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и другое |
|
Умение работать со справочной литературой, инструкциями |
Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и так далее |
|
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне |
Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций |
|
Создание целостной картины мира на основе своего опыты |
Создание целостной картины мира на основе своего опыта |
Методы, формы, приемы, способствующие
формированию
ключевых компетенций
Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:
полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;
новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:
обращение к прошлому опыту студентов;
открытое обсуждение новых знаний;
решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,
дискуссии студентов,
игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования ключевых компетенций в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:
метод анализа ситуаций (кейс-метод);
веб-квест технологию;
технологию с применением метода проектов;
тренинговую технологию;
рефлексивную технологию и др.
Требования к педагогу, осуществляющему компетентностный подход в обучении
Чтобы успешно реализовывать компетентностный подход педагог должен уметь:
успешно решать свои собственные жизненные проблемы;
ориентироваться в ситуации на рынке труда;
проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
планировать занятие с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно со студентами;
привлекать для обсуждения прошлый опыт студентов, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
оценивать достижения студентов не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой [11].
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для студентов;
передавать студентам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
мелочных правил и инструкций;
бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями [11].
Таким образом, компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно студента, с его индивидуальными целями и задачами. Данный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение студента в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала студента, формирование самооценки, самоконтроля студентов и рефлексии педагога, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.
Студенты нашего техникума принимают участие в областных олимпиадах, студенческих конференциях и всероссийских конкурсах. В 2010-2011 учебном году студентка 1 курса Демешева Ирина заняла 3 место в областной олимпиаде по информационным технологиям для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования Сахалинской области на тему «Год учителя». В ноябре этого учебного года студентка 1 курса Ладыгина Анастасия заняла 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Планета увлечений» в номинации «Презентация для урока». Ежегодно принимаем участие в Интернет тестировании по учебной дисциплине «Информатика». Результаты тестирования показывают достаточно высокий уровень освоения дидактических единиц.
-
- Литература:
Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование)
Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика.2006.№7.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”, e-mail: list@eidos.ru.
Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья);
Солодовник Л.П., Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]