Диагностика образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования детей
Автор: Аксенова Наталья Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 4483 раза
Библиографическое описание:
Аксенова, Н. А. Диагностика образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования детей / Н. А. Аксенова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 131-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1418/ (дата обращения: 19.12.2024).
В документе, отражающем ведущие принципы образовательной политики Российской Федерации – Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., – одной из задач обозначено развитие системы оценки качества образования. Качество – это «степень соответствия характеристик объекта требованиям (потребностям и ожиданиям)» [4, с. 349]. Оценка образовательных результатов адекватна требованиям образовательных стандартов, отсутствие которых в системе дополнительного образования детей вызывает затруднения в диагностике образовательных результатов обучающихся. В Программе так же отмечается необходимость создания условий для развития и внедрения независимой экспертизы образовательных результатов в сфере дополнительного образования детей, а механизм комплексной оценки достижений обучающегося, его компетенции и способностей должен будет носить мониторинговый характер [3]. Это позволит обозначить ступени индивидуального развития каждого ребенка в процессе освоения избранной им дополнительной образовательной программы.
Для решения этой задачи с учетом специфики дополнительного образования детей необходимо разработать диагностический инструментарий для каждой дополнительной образовательной программы. Педагог вынужден самостоятельно составлять программу диагностики, определять критерии и показатели, подбирать или разрабатывать диагностические средства. Однако это обнаруживает серьезную проблему несопоставимости образовательных результатов не только в пределах одной направленности, но и в рамках одного образовательного учреждения. Так возможно ли создание и использование в педагогической практике дополнительного образования детей унифицированной оценки образовательных результатов?
Образовательные результаты – предполагают достижение, выполнение задач образовательной программы. Для проведения анализа нами была выбрана туристско-краеведческая направленность, программное обеспечение которой с 1998 года пополнилось программами с блочно-модульной структурой. Блок базовой подготовки по основам туризма одинаковый для всех программ, а специальная подготовка проводится по модулям, в зависимости от специфики программы и избранного вида туризма.
Содержание дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности ориентировано на оказание теоретической и практической помощи обучающимся в приобретении и совершенствовании туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, укрепление физического и психического здоровья и формирование культуры здорового образа жизни, создание условий для социального, профессионального самоопределения, содействие воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма, творческой самореализации личности. Достижение поставленных задач в процессе освоения дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности предполагает наличие сходных образовательных результатов. Ю. С. Константинов и О. А. Казурова считают, что трудно создать абсолютно новую программу туристско-краеведческого профиля, так как существует необходимый минимум тем, освоение которых обеспечивает безопасность совершаемых походов и формирует навыки техники туризма [2] .
Для определения возможности применения унифицированных диагностических средств необходимо выяснить, насколько различается содержание дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности. Нами было проанализировано содержание следующих типовых программ для системы дополнительного образования детей: «Юные судьи туристских соревнований», «Туристы-проводники» (автор Ю. С. Константинов), «Юные туристы-спасатели» (автор И. А. Дрогов), «Юные инструкторы туризма» и «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» (автор А. Г. Маслов) [5]. Все программы рассчитаны на 4 года обучения, часовая нагрузка составляет 324 часа в год.
На основании данных, приведенных в таблице 1, в анализируемых программах в среднем 14 % от общего количества часов в год приходится на изучение теоретического материала. Это наглядно подтверждает доминирование практической составляющей дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности.
Таблица 1
Соотношение теоретических и практических занятий в программах
туристско-краеведческой направленности
|
Количество часов по годам обучения |
|||||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
|||||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
|
|
54 |
270 |
61 |
263 |
41 |
283 |
35 |
289 |
«Туристы-проводники» |
54 |
270 |
56 |
268 |
37 |
287 |
24 |
300 |
«Юные туристы-спасатели» |
54 |
270 |
63 |
261 |
47 |
277 |
23 |
301 |
«Юные инструкторы туризма» |
54 |
270 |
49 |
275 |
49 |
275 |
33 |
291 |
|
54 |
270 |
60 |
264 |
36 |
288 |
25 |
299 |
% от общего количества часов в программе |
16,67 |
83,33 |
17,84 |
82,16 |
12,96 |
87,04 |
8,64 |
91,36 |
M±s |
54±0 |
270±0 |
57,8 ± 5,54 |
266,2 ±5,54 |
42 ± 5,83 |
282 ± 5,83 |
28 ± 5,57 |
296 ± 5,57 |
V |
0 |
0 |
0,1 |
0,02 |
0,14 |
0,02 |
0,2 |
0,02 |
Коэффициент вариации не превышает 0,333, что свидетельствует об однородности распределения часовой нагрузки между теоретическими и практическими занятиями в разных программах.
В программах туристско-краеведческой направленности базовая подготовка представлена следующими разделами: «Основы туристской подготовки», «Топография и ориентирование», «Краеведение», «Основы гигиены, первая доврачебная помощь», «Общая и специальная физическая подготовка». Содержание и часовая нагрузка анализируемых программ 1 года обучения полностью совпадает. На 2-4 году обучения количество часов отведенных на освоение разделов базовой подготовки различается. Специальная подготовка начинается со второго, а факультативные занятия с третьего года обучения.
При проведении анализа содержания программ нами были выявлены темы, фактически не относящиеся к разделам, в которые они были включены. Например, в программе «Туристы-проводники» (2 год обучения) тема «Обязанности туриста-проводника» входит в раздел «Топография и ориентирование», хотя логичнее было рассматривать данный вопрос в разделе «Специальная подготовка». Или, в программе «Школа безопасности» (4 год обучения) нет раздела «Первая доврачебная помощь», а тема «Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего» входит в раздел специальной подготовки. Поэтому нами была выделена часовая нагрузка, приходящаяся на изучение таких тем, и принята к учету в часовой нагрузке соответствующих разделов. Все проведенные изменения распределения часовой нагрузки в разделах базовой подготовки указаны в сносках к таблицам 2, 3, 5.
В процессе освоения дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности приобщение детей к занятиям туризмом начинается с раздела «Основы туристской подготовки». Поэтому больше всего учебного времени (45 %) на первом году обучения отводится на изучение этого раздела (см. табл. 2).
Таблица 2
Часовая нагрузка раздела «Основы туристской подготовки»
Название программы |
Количество часов по годам обучения |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Всего за период обучения |
|
|
146 |
112 |
91 * |
86 * |
435 |
«Туристы-проводники» |
146 |
112 |
91 * |
86 * |
435 |
«Юные туристы-спасатели» |
146 |
112 |
86 |
84 |
428 |
«Юные инструкторы туризма» |
146 |
112 |
125 * |
119 * |
502 |
|
146 |
105 |
101 |
66 ** |
418 |
M±s |
146±0 |
110,6±3,13 |
98,8±15,63 |
88,2±19,16 |
|
V |
|
|
|
|
|
* с учетом часов, выделенных из часовой нагрузки других разделов.
**без учета часов, отведенных на изучение тем, содержание которых фактически относится к другому разделу.
Раздел «Основы туристской подготовки» включает вопросы истории развития туризма, нормативных документов по туризму, туристских слетов и соревнований. Изучаемые в этом разделе темы сходны во всех программах и обеспечивают полную подготовку к организации и проведению похода: личное и групповое снаряжение, туристские должности и психологические аспекты взаимоотношений в группе, организация туристского быта, питания, техника и тактика в походе, особенности различных видов туризма. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности при проведении походов, подготовки к действию в непредвиденных и аварийных ситуациях. Каждая тема, по мнению Ю. С. Константинова, «жизненно важна, без её изучения и практического закрепления нельзя выйти даже в двухдневный поход» [1, с. 66]. Распределение часовой нагрузки раздела «Основы туристской подготовки» в программах достаточно однородно: коэффициент вариации (V) не превышает 0,333.
Вопросы ориентирования на местности в типовых программах до недавнего времени входили в раздел туристской подготовки. Однако Ю. С. Константинов обособил эти темы в связи с «большой трудоемкостью в понимании учащимися и педагогами» [1, с. 78]. Знания по основам топографии и ориентирования обучающиеся приобретают на уроках географии и ОБЖ, но на практике не умеют работать с картой и компасом и ориентироваться на местности. В рамках этого раздела изучаются условные знаки, правила работы с компасом, способы измерения расстояний и ориентирования. Важная роль уделяется обучению навыкам поведения в случае потери ориентировки. Обязательной является отработка полученных знаний, умений и навыков на соревнованиях по спортивному ориентированию.
Таблица 3
Часовая нагрузка раздела «Топография и ориентирование»
Название программы |
Количество часов по годам обучения |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Всего за период обучения |
|
|
44 |
40 |
32 |
26 |
142 |
«Туристы-проводники» |
44 |
64 ** |
38 ** |
34 ** |
180 |
«Юные туристы-спасатели» |
44 |
40 |
34 |
18 |
136 |
«Юные инструкторы туризма» |
44 |
40 |
34 |
18 |
136 |
|
44 |
40 |
34 |
10 * |
128 |
M±s |
44,0±0 |
44,8±10,73 |
34,4±2,19 |
21,2±9,12 |
|
V |
|
|
|
|
|
* с учетом часов, выделенных из часовой нагрузки других разделов.
** без учета часов, отведенных на изучение тем, содержание которых фактически относится к другому разделу.
В таблице 3 нами учтена часовая нагрузка, отведенная на изучение тем по ориентированию и топографии, и, содержание которых, во всех программах 2-3 года обучения совпадает на 100 %. Коэффициент вариативности часовой нагрузки в программах 4 года обучения превышает 33 %, следовательно, статистическая совокупность считается неоднородной. Но для нашего исследования важно, что темы этого раздела в четырех программах 4 года обучения полностью совпадают, и только в программе «Школа безопасности» различия не превышают 5 %. Часовая нагрузка этого раздела программы «Туристы-проводники», существенно отличается от других программ, потому что углубленное изучение топографии и ориентирования является основой специальной подготовки туриста-проводника.
Количество часов отведенных на изучение родного края составляет на первом году обучения 12,96 % от общего количества учебных часов в год и к концу обучения сокращается до 7,4 % (см. табл. 4).
Таблица 4
Часовая нагрузка раздела «Краеведение»
Название программы |
Количество часов по годам обучения |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Всего за период обучения |
|
|
42 |
36 |
28 |
22 |
128 |
«Туристы-проводники» |
42 |
36 |
28 |
22 |
128 |
«Юные туристы-спасатели» |
42 |
34 |
26 |
24 |
126 |
«Юные инструкторы туризма» |
42 |
34 |
26 |
26 |
128 |
|
42 |
28 |
18 |
26 |
114 |
M±s |
42,0±0 |
33,6±3,29 |
25,2±4,15 |
24,0±2,0 |
|
V |
|
|
|
|
|
В этом разделе предусмотрено изучение родного края с исторической, естественнонаучной, этнокультурной и социолого-демографической точек зрения. Предполагается познакомить обучающихся с туристскими возможностями родного края, экскурсионными объектами, музеями, кроме этого изучаются краеведческие особенности района предстоящего путешествия. На практических занятиях обучающиеся осваивают методику проведения различных краеведческих наблюдений. Повышенное внимание уделяется природоохранной деятельности. Содержание раздела «Краеведение» в программах практически не различается, а однородность распределения часовой нагрузки этого раздела в анализируемых программах подтверждает коэффициент вариации V < 0,333.
Изучение основ гигиены и первой доврачебной помощи в анализируемых программах выделено в специальный раздел. Исключение составляют программы «Юные судьи туристских соревнований», «Туристы-проводники» и «Юные инструкторы туризма» 3-4 года обучения, в которых занятия этой тематики включены в раздел «Обеспечение безопасности». Однако, с учетом того, что темы занятий по обеспечению безопасности и не относящиеся к основам доврачебной помощи, созвучны с содержанием раздела «Основы туристской подготовки», вполне допустимо эту часовую нагрузку учитывать в рамках соответствующего раздела.
Таблица 5
Часовая нагрузка раздела «Основы гигиены и первой доврачебной
помощи», «Основы медицинских знаний»
Название программы |
Количество часов по годам обучения |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Всего за период обучения |
|
|
20 |
20 |
13 ** |
10 ** |
82 |
«Туристы-проводники» |
20 |
20 |
13 ** |
10 ** |
82 |
«Юные туристы-спасатели» |
20 |
30 |
54 |
38 |
142 |
«Юные инструкторы туризма» |
20 |
20 |
12 ** |
10 ** |
122 |
|
20 |
20 |
12 |
8 * |
60 |
M±s |
20,0±0 |
22,0±4,47 |
20,8±18,57 |
15,2±12,77 |
|
V |
|
|
|
|
|
* с учетом часов, выделенных из часовой нагрузки других разделов.
** без учета часов, отведенных на изучение тем, содержание которых фактически относится к другому разделу.
В процессе освоения этого раздела происходит ознакомление с основами гигиены туристской деятельности, причинами, симптомами, приемами оказания помощи и мерами профилактики различных травм и заболеваний, а так же вариантами транспортировки пострадавшего. Коэффициент вариации для часовой нагрузки 1-2 года обучения подтверждает её однородность (см. табл. 5). Неоднородность часовой нагрузки в программах 3 и 4 года обучения обусловлена углубленным изучением тем данного раздела в программе «Юные туристы – спасатели». Часовая нагрузка в 4 раза превышает среднее значение в анализируемых программах. Для туриста-спасателя основы медицинских знаний – неотъемлемый компонент специальной подготовки. Дифференцировать темы этого раздела между базовой и специальной подготовкой не представляется возможным. Важно, что перечень травм и заболеваний, способы транспортировки пострадавшего, состав походной аптечки, перечень медицинских манипуляций во всех программах примерно одинаков. Варьируются, как правило, сроки освоения тем этого раздела. Одна и та же тема преподается в различных программах на разных годах обучения.
На освоение раздела «Общая и специальная физическая подготовка» отведено 22, 2 % учебного времени на 1 году обучения, и на протяжении всего периода обучения количество часов изменяется незначительно, коэффициент вариации, как видно из таблицы 6, меньше 0,333.
Таблица 6
Часовая нагрузка раздела «Общая и специальная физическая подготовка»
Название программы |
Количество часов по годам обучения |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
Всего за период обучения |
|
|
72 |
72 |
70 |
68 |
282 |
«Туристы-проводники» |
72 |
72 |
70 |
68 |
282 |
«Юные туристы-спасатели» |
72 |
52 |
54 |
92 |
270 |
«Юные инструкторы туризма» |
72 |
72 |
70 |
69 |
283 |
|
72 |
72 |
70 |
69 |
283 |
M±s |
72,0±0 |
68,0±8,94 |
66,8±7,16 |
73,2±10,52 |
|
V |
|
|
|
|
|
Содержание этого раздела единое для всех программ. Обучающимся даются краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм человека и способы предупреждении спортивных травм на тренировках. В первые два года обучения большее количество часов отводится общей физической подготовке, основная задача которой – развитие и совершенствование физических качеств. На 3-4 году обучения приоритет специальной физической подготовке, которая направлена на формирование специфических двигательных навыков, необходимых для занятий туризмом.
Содержание раздела «Специальная подготовка» в анализируемых программах различается в зависимости от направленности. Программа «Юные судьи туристских соревнований» осуществляет судейскую подготовку, «Юные инструкторы туризма» – инструкторскую подготовку обучающихся. В программе «Туристы-проводники» делается упор на углубленное изучение ориентирования на местности с целью совершения походов и путешествий. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» специализируется на обучении правилам поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пребыванием в природной среде и организации поисково-спасательных работ силами туристской группы. Программа «Юные туристы-спасатели» знакомит с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях как природного, так и техногенного характера, правилами ведения в этих условиях спасательных работ.
Проведенный анализ содержания программ и обработка данных с помощью методов математической статистики позволяет сделать вывод, что возможно применение унифицированных диагностических средств для определения образовательных результатов освоения базовой подготовки дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности.
Диагностика образовательных результатов является важным элементом образовательного процесса. Обозначим некоторые походы к разработке диагностического инструментария оценки образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности. Средства диагностики должны быть адекватны целям и содержанию базовой подготовки, соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Комплекс средств диагностики должен оценивать образовательные результаты по каждому разделу дополнительной образовательной программы без разделения по годам обучения, в связи с тем, что в учреждении дополнительного образования детей возможны различные маршруты продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Интерпретация результатов диагностики должна быть однозначна и объективна, учитывать стартовый уровень и динамику образовательных достижений.
Разработка диагностического инструментария с учетом обозначенных подходов будет способствовать получению объективной информации об уровне и качестве индивидуальных образовательных результатов, обеспечит сопоставимость результатов в рамках проводимых исследований, позволить оптимизировать личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в процессе освоения обучающимся дополнительной образовательной программы.
Литература:
- Константинов, Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. С. Константинов. – М.: РГБ (Из фондов Российской государственной библиотеки), 1999. – 181 с.
- Константинов, Ю. С., Казурова, О. А. Программное обеспечение детских туристско-краеведческих объединений [Электронный ресурс] : Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Организация туристско-краеведческой деятельности: тенденции и перспективы» / Ю. С. Константинов, О. А. Казурова. – Режим доступа: http://vch.orionnvkz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20&Itemid=9(дата обращения 12.10.2010).
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referent.ru/1/173627 (дата обращения: 20.11.2011).
Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. [Текст] / Л. Г. Логинова. – М.: Агентство «Мегаполис», 2008. – 392 с.
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей [Текст] / Под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М. : Советский спорт, 2005. – 324 с.