Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения
Автор: Пушкарева Татьяна Борисовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 2809 раз
Библиографическое описание:
Пушкарева, Т. Б. Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения / Т. Б. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1428/ (дата обращения: 19.12.2024).
На современном этапе развития государства и общества в условиях введения ФГОС второго поколения политика в области образования направлена на обеспечение нового качества образования. Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образования.
Интеграция основного и дополнительного образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений (Иванченко В. Н., Малыхина Л.Б., Шкунов В.А.) [2]. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества образования. Процесс, позволяющий решать важнейшую задачу сохранения и развития единого образовательного пространства, в условиях которого формируется высокая степень готовности личности учащегося к самореализации, творческой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода [1].
Понятие компетентность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновления содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.).
Анализ взглядов ряда ученых — В. Гузеева, А. Дахина, В. Кальней, О.Лебедева, Г.Левитаса, А. Нестеренко, Г. Селевко, Г. Скоробогатовой, А. Хуторского, С. Шишова - показывает, что привнесение инновационного характера в развитие самого содержания образования возможно за счет освоения новых понятий «компетентность» и «компетенция». По содержанию, в первом случае, это «способность учащегося к сложным видам деятельности», трактуемая как «уже сложившееся качество личности» (А. Дахин). Компетентность имеет обозначение «образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами» (Г. Селевко). Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. [4]
Полное обеспечение реализации данного подхода в условиях школы весьма затруднено, поскольку в общеобразовательном учреждении сильны традиции подхода, ориентированного более на трансляцию информации, нежели на способы ее получения и практического применения. В данном случае, учреждение дополнительного образования детей создает условия для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, формирует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой [1].
Таким образом, возникла необходимость разработки опытной педагогической площадки «Интеграция муниципального образовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» в контексте компетентностного подхода Кунгурского района Пермского края. В соответствии с этим, осуществляется новый подход к уровню образованности учащихся МОУ «Комсомольской СОШ» - ориентация образования на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, на формирование способности личности решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.
Объект исследования: модель интегративной деятельности МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ»
Предмет исследования: ключевые компетентности учащихся МОУ «Комсомольская СОШ»
Цель исследования: построение целостного развивающегося пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, духовно-нравственное, творческое и социальное развитие.
Процесс интеграции предполагает системность и согласованность педагогических действий в интересах ребенка, поэтому опытная педагогическая площадка состоит из двух модулей: «Организационно - педагогическая деятельность» и «Территория детства».
Модуль «Организационно-педагогическая деятельность» предусматривает разработку образовательных программ нового поколения, внедрение инновационных технологий и определение эффективных форм совместной деятельности.
Модуль «Территория детства» направлен на обеспечение компетентностного подхода, суть которого выражается в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами в разных сферах жизнедеятельности.
Основным механизмом развития интеграционных связей общего и дополнительного образования, мы считаем, создание и реализацию комплексных и интегрированных образовательных программ. В их основу положены идеи О.Е. Лебедева, Н.Ф. Радионовой, Л.С. Илюшина, Т.В. Ильиной о формировании ключевых компетентностей детей как основы новой образовательной практики в современных социально-экономических условиях. В данном случае возможен выход не только в область форм и методов совместной деятельности, но и в содержание, что позволяет выйти на межпредметный и надпредметный уровни [3].
Для каждой ступени основного общего образования педагогический коллектив Центра дополнительного образования предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в условиях определенного возрастного развития.
На начальном этапе общего образования реализуется интегрированная программа «Цветик-семицветик». Данная программа состоит из следующих блоков: «Искусство общения», «Мой Пермский край», «Творческая мастерская», «Живой мир», «Олимпионик», которые раскрывают приоритетные направления работы Центра.
Модуль «Мой Пермский край». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные становятся предметом познания детей, источником их духовного развития, воспитания чувства патриотизма.
Модуль «Творческая мастерская». Хореографическое и изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество транслируют духовные ценности, укрепляют связи художественной культуры Пермского края с Российской культурой.
Модуль «Искусство общения» ориентирован на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся.
Модуль «Живой мир» направлен на развитие интереса ребенка к изучению мира животных. Наличие живого уголка в Центре дает возможность детям на практике наблюдать и ухаживать за его питомцами.
Модуль «Олимпионик» ориентирован на физическое совершенствование ребенка, приобщение к здоровому образу жизни.
Таким образом, в процессе реализации комплексной программы «Цветик-семицветик» создаются условия для самопознания ребенка, за счет включения в различные учебные сообщества в условиях дополнительного образования. Формируется первоначальной осознанный интерес ребенка к определенному виду деятельности, способствующий дальнейшему выбору индивидуального образовательного маршрута.
На этапе основного общего образования функционирует комплексная программа «Компас». Модули «Образование и творчество», «Юный исследователь», «Социальная практика», «Досуг» обеспечивают развитие интересов и способностей личности ребенка. Модуль «Образование и творчество». Образовательное пространство Центра способствует тому, что школьник может выбрать любое направление: растениеводство, зоология, художественное творчество, хореография и другие с целью углубленного познания, изучения и творческого преобразования.
Модуль «Юный исследователь»». На данном этапе обучения особенно важна исследовательская деятельность учащихся, качество которой возможно улучшить за счет использования потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологическом, и естественно – научном направлении, так как в Центре дополнительного образования имеется теплица круглогодичного использования, питомник декоративных культур, сад-лаборатория ландшафтного дизайна.
Модуль «Социальная практика». В ходе социально-значимой деятельности (природоохранные акции, социальное проектирование, молодежные форумы) дети учатся применять на практике знания основных правовых норм, отрабатывают навыки социального взаимодействия, ведения переговоров, решают социально-значимые проблемы.
Модуль «Досуг» включает культурно-досуговую деятельность, основная задача которой – формирование умения организовать свое свободное время.
Реализация программы «Компас» обеспечивает развитие интересов и способностей личности ребенка, осуществляется поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения. В результате, формируются ключевые компетентности в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.
На этапе среднего общего образования возможности дополнительного образования особенно актуальны при определении будущей профессиональной деятельности, осуществлении информационной поддержки выбора профессии и предпрофильного обучения. Старшеклассникам предлагается комплексная программа «Профи».
Программа «Профи» включает профильные курсы «Экология», «Агрохимия», «Искусство педагогики», «Инструктор детского туризма», которые предлагают школьникам педагоги дополнительного образования, исходя из запросов детей и родителей.
Таким образом, в процессе реализации опытной педагогической площадки «Интеграция общего и дополнительного образования в контексте компетентностного подхода» разрабатываются образовательные программы нового поколения. Они направлены на развитие творческой активности учащихся, формирование определенного набора компетенций, умения решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности, что является одной из важнейших задач российской программы модернизации образования.
Таким образом, интеграция МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ» при условии согласования типов организационно – педагогической культуры образовательных учреждений, позволит расширить возможности получения качественного образования для всех потребителей образовательных услуг.
Экспериментально проверенная модель интеграции общего и дополнительного образования может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Разработанные в ходе реализации опытной педагогической площадки комплексные программы, рекомендации к занятиям, проектные задания, элективные курсы, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивают качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем поддержки детей и подростков в условиях введения ФГОС второго поколения.
- Литература:
Богданова Р.У. Концепция учреждения дополнительного образования как основа развития творческой индивидуальности- СПб,1998.-231 с.
Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов- организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2007.-256 с.
Ключникова, Ю.С. Современное качество образования в практике УДОД / Ю.С. Ключникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. -№ 1.-С.16-18.
Королева, Е.В. Инновационное образование – основа устойчивого инновационного развития экономики России / Е.В.Королева // Исследовательская работа школьников.-2009.-№ 4.- С.5-7.
Шкунов, В.А. Об интеграции дополнительного и базового образования/ В.А. Шкунов
// Дополнительное образование и воспитание.- 2008.-№ 6.- С. 15-19.