Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 2809 раз

Библиографическое описание:

Пушкарева, Т. Б. Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения / Т. Б. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1428/ (дата обращения: 19.12.2024).

На современном этапе развития государства и об­щества в условиях введения ФГОС второго поколения политика в области образования направлена на обеспечение нового ка­чества образования. Эффектив­ность подобных преобразо­ваний может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образо­вания.

Интеграция основного и дополнительного образо­вания рассматривается в ка­честве одного из приорите­тных направлений развития современной образовательной системы. Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений (Иванченко В. Н., Малыхина Л.Б., Шкунов В.А.) [2]. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества образования. Процесс, позволяющий решать важ­нейшую задачу сохранения и развития единого обра­зовательного пространства, в условиях которого фор­мируется высокая степень готовности личности учащегося к са­мореализации, творчес­кой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода [1].

Понятие компетент­ность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновле­ния содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.).

Анализ взглядов ряда ученых — В. Гузеева, А. Дахина, В. Кальней, О.Лебедева, Г.Левитаса, А. Нестеренко, Г. Селевко, Г. Скоробогатовой, А. Ху­торского, С. Шишова - по­казывает, что привнесение инновационного характера в развитие самого содержа­ния образования возмож­но за счет освоения новых понятий «компетентность» и «компетенция». По содер­жанию, в первом случае, это «способность учащегося к сложным видам деятель­ности», трактуемая как «уже сложившееся качество личности» (А. Дахин). Компетентность имеет обозначение «образо­вательного результата, вы­ражающегося в подготов­ленности выпускника, в ре­альном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами» (Г. Селевко). Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. [4]

Полное обеспечение реализации данного подхо­да в условиях школы весьма затруднено, поскольку в общеобразовательном учреждении сильны тра­диции подхода, ориентированного более на трансляцию информа­ции, нежели на способы ее получения и практического применения. В данном случае, учреждение дополни­тельного образования детей создает условия для развития «стартовых» возмож­ностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, форми­рует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах деятельности: познава­тельной, гражданско-общественной, социально-трудо­вой, культурно-досуговой [1].

Таким образом, возникла необходимость разработки опытной педагогической площадки «Интеграция муниципального образовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» в контексте компетентностного подхода Кунгурского района Пермского края. В соответствии с этим, осуществляется новый подход к уровню образованности учащихся МОУ «Комсомольской СОШ» - ори­ентация образования на раз­витие личности, ее познава­тельных и созидательных способностей, на формиро­вание способности личности решать задачи познаватель­ной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной де­ятельности, опираясь на ос­военный социальный опыт.

Объект исследования: модель интегративной деятельности МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ»

Предмет исследования: ключевые компетентности учащихся МОУ «Комсомольская СОШ»

Цель исследования: построение целостного развивающегося пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, духовно-нравственное, творческое и социальное развитие.

Процесс интеграции предполагает системность и согласованность педагогических действий в интересах ребенка, поэтому опытная педагогическая площадка состоит из двух модулей: «Организационно - педагогическая деятельность» и «Территория детства».

Модуль «Организационно-педагогическая деятельность» предусматривает разработку образовательных программ нового поколения, внедрение инновационных технологий и определение эффективных форм совместной деятельности.

Модуль «Территория детства» направлен на обеспечение компетентностного подхода, суть которого выражается в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами в разных сферах жизнедеятельности.

Основным ме­ханизмом развития интег­рационных связей общего и дополнительного образования, мы считаем, создание и реали­зацию комплексных и интегрированных об­разовательных программ. В их основу положены идеи О.Е. Лебедева, Н.Ф. Радионовой, Л.С. Илюшина, Т.В. Ильиной о формировании ключевых компетентностей детей как основы новой образовательной практики в современных социально-экономических условиях. В данном случае возможен выход не только в область форм и методов совместной деятельности, но и в содержание, что позволяет выйти на межпредметный и надпредметный уровни [3].

Для каждой ступени основного общего образования педагогический коллектив Центра дополнительного образования предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в условиях определенного возрастного развития.

На начальном этапе общего образования реализуется интегрированная программа «Цветик-семицветик». Данная программа состоит из следующих блоков: «Искусство общения», «Мой Пермский край», «Творческая мастерская», «Живой мир», «Олимпионик», которые раскрывают приоритетные направления работы Центра.

Модуль «Мой Пермский край». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные становятся предметом познания детей, источником их духовного развития, воспитания чувства патриотизма.

Модуль «Творческая мастерская». Хореографическое и изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество транслируют духовные ценности, укрепляют связи художественной культуры Пермского края с Российской культурой.

Модуль «Искусство общения» ориентирован на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся.

Модуль «Живой мир» направлен на развитие интереса ребенка к изучению мира животных. Наличие живого уголка в Центре дает возможность детям на практике наблюдать и ухаживать за его питомцами.

Модуль «Олимпионик» ориентирован на физическое совершенствование ребенка, приобщение к здоровому образу жизни.

Таким образом, в процессе реализации комплексной программы «Цветик-семицветик» создаются условия для самопознания ребенка, за счет включения в раз­личные учебные сообщест­ва в условиях дополнительного образования. Формируется первоначальной осознанный интерес ребенка к определенному виду деятельности, способствующий дальнейшему выбору индивидуального образовательного маршрута.

На этапе основного общего образования функционирует комплексная программа «Компас». Модули «Образование и творчество», «Юный исследователь», «Социальная практика», «Досуг» обеспечивают развитие интересов и способностей личности ребенка. Модуль «Образование и творчество». Образовательное пространство Центра способствует тому, что школьник может выбрать любое направление: растениеводство, зоология, художественное творчество, хореография и другие с целью углубленного познания, изучения и творческого преобразования.

Модуль «Юный исследователь»». На данном этапе обучения особенно важна исследовательская деятельность учащихся, качество которой возможно улучшить за счет использо­вания потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологическом, и естественно – ­научном направлении, так как в Центре дополнительного образования имеется теплица круглогодичного использования, питомник декоративных культур, сад-лаборатория ландшафтного дизайна.

Модуль «Социальная практика». В ходе социально-значимой деятельности (природоохранные акции, социальное проектирование, молодежные форумы) дети учатся применять на практике знания основных правовых норм, отрабатывают навыки социального взаимодействия, ведения переговоров, решают социально-значимые проблемы.

Модуль «Досуг» включает культурно-досуговую деятельность, основная задача которой – формирование умения организовать свое свободное время.

Реализация программы «Компас» обеспечивает развитие интересов и способностей личности ребенка, осуществляется под­держка процессов самооп­ределения личности: рас­ширение спектра значимых проблем в различных сфе­рах деятельности и приоб­ретение опыта их решения. В результате, форми­руются ключевые компетентности в различных сферах деятельности: познава­тельной, гражданско-общественной, социально-трудо­вой, культурно-досуговой.

На этапе среднего общего образования воз­можности дополнительного образования особенно актуальны при определении будущей профессио­нальной деятельности, осуществлении информа­ционной поддержки выбора профессии и предпро­фильного обучения. Старшеклассникам предлагается комплексная программа «Профи».

Программа «Профи» включает профильные курсы «Экология», «Агрохимия», «Искусство педагогики», «Инструктор детского туризма», которые предлагают школьникам педагоги дополнительного образования, исходя из запросов детей и родителей.

Таким образом, в процессе реализации опытной педагогической площадки «Интеграция общего и дополнительного образования в контексте компетентностного подхода» разрабатываются образовательные программы нового поколения. Они направлены на развитие творческой активности учащихся, формирование определенного набора компетенций, умения решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности, что является одной из важнейших задач российской программы модернизации образования.

Таким образом, интеграция МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ» при условии согласования типов организационно – педагогической культуры образовательных учреждений, позволит расширить возможности получения качественного образования для всех потребителей образовательных услуг.

Экспериментально проверенная модель интеграции общего и дополнительного образования может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Разработанные в ходе реализации опытной педагогической площадки комплексные программы, рекомендации к занятиям, проектные задания, элективные курсы, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивают качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем поддержки детей и подростков в условиях введения ФГОС второго поколения.


Литература:
  1. Богданова Р.У. Концепция учреждения дополнительного образования как основа развития творческой индивидуальности- СПб,1998.-231 с.

  2. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов- организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2007.-256 с.

  3. Ключникова, Ю.С. Современное качество образования в практике УДОД / Ю.С. Ключникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. -№ 1.-С.16-18.

  4. Королева, Е.В. Инновационное образование – основа устойчивого инновационного развития экономики России / Е.В.Королева // Исследовательская работа школьников.-2009.-№ 4.- С.5-7.

  5. Шкунов, В.А. Об интеграции дополнительного и базового образования/ В.А. Шкунов

// Дополнительное образование и воспитание.- 2008.-№ 6.- С. 15-19.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, модуль, опытная педагогическая площадка, комплексная программа, различная сфера деятельности, Живой мир, Мой Пермский край, муниципальное образовательное учреждение, Пермский край, Социальная практика.

Похожие статьи

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Использование новых технологий в процессе обучения иностранному языку в условиях ФГОС

Похожие статьи

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Использование новых технологий в процессе обучения иностранному языку в условиях ФГОС