Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения
Автор: Мухамедшина Алия Вазиховна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 712 раз
Библиографическое описание:
Мухамедшина, А. В. Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения / А. В. Мухамедшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1434/ (дата обращения: 16.11.2024).
Модернизация образования – это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Вхождение России в Болонский процесс определило стратегию развития высшего образования. Приоритетной задачей явилась разработка методологии модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования. Основной тенденцией в использовании кредитной системы явился переход к балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов. Кроме комплексной оценки учебных достижений студентов балльно-рейтиговая система позволяет стимулировать познавательную деятельность, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу и самостоятельную активность. Реализация многоуровневой подготовки специалиста является основной задачей развития современного образования. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий переориентируют процесс обучения с пассивно-репродуктивного на творческо-продуктивный, с вариативной, блочно-модульной структурой. При этом происходит расширение границ самообразования и интеллектуальной деятельности обучающихся. Вследствие чего происходит изменение характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время наблюдается усиление социальной направленности системы образования. Все указанные тенденции направлены на формировании личности, молодого специалиста, способного достигнуть поставленной цели, занять прочную позицию на рынке труда и самореализоваться в современном обществе. Какими качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать конкурентоспособный специалист XXI? «Конкурентоспособный» в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам». Конкурентоспособность специалиста Л.Д. Славова [1] определяет через способности соответствия требованиям работодателя. Эти способности рассматриваются как конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной области. В.И. Андреев характеризует конкурентоспособность через синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие и творческое отношение к делу, стрессоустойчивость и независимость, способность быть лидером и стремление к саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [2,3]. С.Н. Широбоков указывает на потенциал личности, проявляющийся в способности достигать поставленных целей в разнообразных динамических ситуациях и умением решать широкий спектр профессионально ориентированных задач [2]. Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что конкурентоспособность специалиста как интегративная характеристика представляет собой сочетание личностных качеств с высоким уровнем профессиональной подготовки. Профессионализм отражает степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [4,5]. Главной составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Данную проблему достаточно подробно рассматривают как отечественные, так и зарубежные ученые. Н.А Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур и ряд других ученых определяют профессиональную компетентность как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. Специальная (деятельностная) компетентность характеризует владение профессиональной деятельностью на высоком уровне (знания, умения, навыки). Социальная – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества (умение взаимодействовать внутри коллектива). Личностная характеризует степень самовыражения и саморазвития специалиста, способность планировать профессиональную деятельность, видеть проблему и самостоятельно находить пути ее решения. Индивидуальная – владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Одной из важных составляющих профессиональной компетентности А.К.Маркова выделяет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а так же использовать их в профессиональной деятельности. Ориентация высшей школы, по мнению Е.Н. Трущенко, на компетентностную модель профессиональной подготовки обусловлена качественными преобразованиями характера и содержания труда, что инициирует изменение роли самостоятельной работы в процессе обучения в целях профессионального мышления, мобильности и адаптивности будущих специалистов. Ее следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение, как процесс самопознания и самосовершенствования, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности [7]. Организация самостоятельной работы, на основе компетентностного подхода, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов при соблюдении комплекса педагогических условий. Это формирование мотивационного отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, методическое обеспечение самоорганизации учебной деятельности студентов с использованием возможностей информационных технологий.
Таким образом, сегодня перед высшим учебным заведением стоит задача – создание качественно новой модели подготовки конкурентоспособного специалиста. Одной из приоритетных целей информатизации высшего образования является повышение качества подготовки будущих специалистов на основе внедрения и использования новых информационных технологий. Концепция информатизации деятельности вуза должна обеспечить формирование единой информационно-образовательной среды для проведения и поддержки учебной, научной и управленческой деятельности на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций, а также передовых технологий обучения. В.А. Исаев отмечает, что с позиции компетентностного подхода формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется за счет методических и педагогических подходов [5]. Это предусматривает особую организацию образовательного процесса. Выделим эти особенности:
1. Изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуально личностного развития каждого студента. Спроектируем это условие на плоскость информационно-обучающей среды. Выше отмечалось, что данная среда представляет возможность реализации в образовательном процессе следующей схемы: «преподаватель – компьютер – студент». Очевидно, что теперь задача преподавателя определяется не только передачей знаний, но и умением организовать эффективный процесс обучения, создать условия для самостоятельного овладения знаний студентом и осуществлять контроль за образовательным процессом в целом при использовании новых информационных технологий. Под «компьютером» в данной схеме следует понимать обучающую программу. Данная программа может быть представлена электронным учебным комплексом, структура которого может определяться следующими блоками: информационный – содержит информацию о курсе (дисциплине), цели, задачи, краткое описание, инструкцию по работе с программой; интерактивный – обеспечивает взаимодействие преподавателя со студентами, включает в себя теоретические модули и задания; диагностирующий – позволяет преподавателю вести контроль по освоению образовательной программы обучающихся, студентам – наглядно отображать результаты их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что особенное значение приобретает доступ к электронным библиотекам, виртуальным читальным залам. Это позволяет во-первых, автоматизировать процесс обучения, во-вторых, систематизирует информации по определенной теме, в-третьих, позволяет рационально распределить временные ресурсы, в-четвертых, обеспечивает комфортную обстановку для работы в системе. Кроме обучающей функции интерактивный блок выполняет контролирующую функцию. В этот блок входят задания для входного, текущего, рубежного и итогового контроля. Осуществляя входной контроль, программа (обучающий комплекс) определяет уровень знаний и умений студента на начальном этапе. Обучение должно быть разноуровневым, иметь базовую и вариативную часть. Все это позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. Безусловно, что помимо знаний и умений важными показателями являются уровень притязаний обучаемого, его мотивационная сфера, которые можно определить при помощи диагностик и личной беседы.
2. Внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, постановки и творческого решения проблем. Стимул к обучению, мотив к действию – актуальные вопросы образовательной практики. Какие условия необходимо создать, чтобы студент не только осваивал программу, но и был активным, деятельным, творческим? Информационно-обучающая среда предполагает блочно-модульное изложение материала. Студент должен освоить блок (модуль), выполнить задания, пройти контроль и только после этого переходит к изучению следующего. Бально-рейтинговая система позволяет контролировать процесс обучения и является действенным стимулом для студентов. Кроме того, новые информационные технологии, обеспечивающие интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, работу в виртуальных лабораториях, участие в видеоконференциях, моделирование изучаемых процессов повышают интерес и познавательную активность обучающихся.
Применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности, учитывая личные склонности и способности. В качестве основных методов могут быть рассмотрены следующие: творчески-проблемный метод, метод проектов, имитационные методы.
Ориентация студентов на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда. Рассматривая электронный учебный комплекс, как одно из основных дидактических средств в информационно-обучающей среде, необходимо особое внимание уделить его содержательному компоненту. В контролирующий и обучающий блок следует включать профессионально-ориентированные задачи. Студент не только, должен овладеть профессиональными знаниями и умениями, но и на качественном уровне уметь применить их в конкретной ситуации. Самостоятельность, активность, гибкость, информационная культура являются одними из важных характеристик молодого специалиста в современном обществе. Таким образом, профессионализм целесообразно рассматривать как совокупность социальной и профессиональной компетентности. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста определяется содержательным и процессуальным структурированием и наполнением содержания обучения, что обеспечивает целостность, межпредметную интеграцию научного знания, его фундаментальность и контекстность. Информационно-обучающая среда обеспечивает выбор и реализацию эффективных форм, методов организации деятельности студентов для овладения социальными и профессиональными знаниями, их творческому применению; навыками социального поведения и профессионального общения. В свою очередь, среда способствует развитию самостоятельности, ответственное отношение к своей деятельности, повышению познавательной активности и информационной грамотности будущих специалистов. Следовательно, профессиональная компетентность есть способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие.
Литература:
Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. – 207с.
Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 16 С.
Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа: руководство для преподавателей. Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. – «Академия Естествознания» . – 2010.
Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход /С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк. – 2005 (выпуск 8). – С.26-44.
Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО. – 2005 . – 92 с.
Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. – № 3. – С. 20-26.
Трущенко, Е.Н. Самостоятельная работа студентов как составляющая процесса формироания компетентноти будущего специалиста в вузе / Е. Н. Трущенко// Инновационный подход к развитию образовательных систем: сб. материалов науч- методич. семинара. – М.: Изд. АСОУ. – 2006. – 64с.