Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период
Автор: Хворова Ольга Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 436 раз
Библиографическое описание:
Хворова, О. В. Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период / О. В. Хворова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1448/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: когнитивный мониторинг, структура проведения мониторинга.
Школа – особый мир, в котором создаются все условия для развития личности ребенка. Попадая в это образовательное пространство, ученик должен чувствовать себя комфортно. Комфорт обучающихся во многом зависит от их физического, психологического, социального здоровья. В последние годы очень часто можно услышать мнение о том, что школа оказывает отрицательное влияние на здоровье детей. Психологи выделяют школьные факторы риска, ухудшающие здоровье ребенка: отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников. [1, с.110].
Особое внимание с этой точки зрения следует обратить на момент перехода ребенка из начальной школы в среднюю: новые учителя и предметы, новые требования. Ситуация новизны для любого человека является тревожной, особенно же это касается детей. Ребенок в адаптационный период переживает внутреннюю напряженность, стресс, эмоциональный дискомфорт. Такое психологическое состояние, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, быстро утомляется, падает уровень учебных достижений. От снижения уровня успешности освоения образовательной программы зависит состояние психологического комфорта обучающихся.
Для достижения психофизиологического комфорта необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним, то есть повысить уровень успешности обучения и укрепить здоровье обучающихся. Развитие психофизиологических возможностей ребенка, его телесных способностей, духовности и творчества обеспечит более эффективную адаптацию. Поэтому педагоги МОСШ №17 г. Нижневартовска организуют процесс обучения на этом этапе так, чтобы развить человеческий потенциал, а именно: психические, физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества, тем самым помогают сохранить душевный, эмоциональный комфорт, а также физическое благополучие каждого пятиклассника, что, в свою очередь, способствует успеху в обучении.
Решая данную задачу, в своей работе мы используем когнитивный мониторинг интеллектуального развития обучающихся. Применяя данный мониторинг, мы поставили перед собой следующие задачи:
контроль качества обучения и процесса умственного развития обучающихся и класса в целом на протяжении обучения;
выделение групп учащихся с высоким, средним и низким уровнем умственного развития;
определение факторов, влияющих на школьную успеваемость;
определение направлений индивидуальной и групповой коррекционной работы;
создание индивидуальной образовательной траектории.
Диагностику проводим в течение года трижды: на начальном этапе (сентябрь) – промежуточная (январь) – итоговая (май). Считаем, что оценивать качество на начальном этапе необходимо для осмысления и формулирования целей развития и разработки программы действий. При повторной диагностике проводим анализ динамики развития ребенка и определяем методы коррекции. Узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом) и учителями-предметниками подобраны различные приемы и психодиагностические методики, отобранные из тех, которые были разработаны и апробированы российскими специалистами.
Рассмотрим структуру проведения мониторинга интеллектуальных операций и систем, использованную нами в педагогической деятельности.
1. Восприятие. В когнитивный мониторинг включаем методику определения состояния физического и психологического здоровья: диагностику зрительного, слухового восприятия, психологической активности, уровня тревожности, уровня утомляемости. Контроль за физическим и психологическим здоровьем обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляют фельдшер школы, педагог-психолог и заместитель директора по УР, курирующий вопросы здоровьесбережения. Коррекционную работу проводят классные руководители 5 классов совместно с педагогом-психологом и медицинским работником, учителями, и, конечно же, родителями.
2. Внимание. Коррекционная работа по устранению данных недостатков ведется в направлении тренировки свойств внимания. Например, учителя русского языка и литературы использует на уроке упражнения («Спрятанное слово», «Следи за своей речью», «Угадай слово», «Запрещенная буква»), направленные на формирование внимательности как свойства личности.
3. Мышление. Обучение в школе преимущественно зависит от развития словесно-логического и абстрактного видов мышления. Низкий уровень развития словесно-логического мышления неизбежно ведет к трудностям при совершении любых действий и операций со словами, а недостаточное развитие абстрактного мышления приводит к тому, что ученики затрудняются в восприятии понятий. В связи с этим педагоги проводят коррекционные игры и разнообразные упражнения на развитие мышления: «Поиск нового», «Найди четвертый лишний», «Заполни пробел», «Найди закономерность» и другие.
4. Память Основой приобретения компетентностей является способность запоминания, сохранения, восстановления информации. В данном направлении коррекционная работа ведется нами по формированию у детей осознанного восприятия и запоминания (например: Игра «Опиши предмет», запоминание стихотворений и словарных слов по русскому языку).
5. Речь. Речевое развитее учащегося – один из показателей общего развития его личности, это главный показатель культурного уровня человека. Мы понимаем, что развитие речевой культуры должно быть органической частью всей жизни школы, осуществляться на основе общения всех субъектов образовательного процесса. Исходя из этого, коррекционную работу по данному вопросу ведем в разных направлениях: работа над связной речью, уточнение и обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков правильной речи, работа над развитием речевого аппарата.
Ниже приводим пример диагностического инструментария для проведения когнитивного мониторинга [2, с.202]:
Определение когнитивных «застреваний» и предпочтительного стиля обработки информации (аналитик - синтетик)
Первый способ: Ребенку предлагается дорисовать
рисунок.
Оценивается: ребенок объединяет два изображения
(синтетик) или нет (аналитик).
Второй способ (для тех,
кто знает двузначные числа, то есть со второй половины первого класса
и далее, включая взрослых).
Инструкция:
написать любое двузначное число. Рядом – еще одно, но меньше.
В
столбик записывать двузначные числа, из них левое – больше, чем
правое. Числа могут повторяться.
Таким образом, создавая среду, сохраняющую здоровье школьника, обеспечивающую комфортное состояние учащегося, поддерживающую положительный эмоциональный фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, мы способствуем успешному обучению ребенка и повышаем качество образования.
- Литература:
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работн6иков системы общего образования. – М.: Московский государственный фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. -380с.
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.