Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога
Автор: Хасия Татьяна Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 4963 раза
Библиографическое описание:
Хасия, Т. В. Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога / Т. В. Хасия. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1453/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования. Это особый период развития образования, когда к нему предъявлены невиданные ранее высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности.
Российское образование сегодня на поворотном этапе своего развития и выбор стратегических путей, направлений этого развития во многом предопределяет перспективы не только отечественного образования, но и в целом нашей страны. На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило развитие системы образования. Это проявляется в том, что, во-первых, обозначилась прагматизация образования, ориентированного на возрастающие потребности изменяющего общества знаний, когда существенно повысилась многоаспектная ценность самого образования. Во-вторых, следование быстро развивающимся потребностям общества превратило традиционно консервативное образование в сферу непрерывного обновления, источником которого, как правило, является государство.
В-третьих, приоритетным методом решения различных педагогических задач в современном образовании стало развитие личностного потенциала человека: в связи с антропологическим кризисом это является решающим условием адекватного, гармонического и эффективного освоения усложняющего мира.
В-четвертых, характерной чертой современного образования является его универсализация в рамках глобального мира.
Цель образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В Послании Президента Российской Федерации собранию четко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования…[1].
Традиционное обучение – этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распостраненным (особенно – в школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В традиционной схеме обучения преподаватель является единственным источником знаний в своей области. Его знания воспринимаются студентами как самая последняя истина, нет возможности оспаривать некоторые моменты курса, не с чем сравнивать. Материала для изучения мало, но изучается он глубоко. Студенты кооперируются вокруг преподавателя как источника информации.
Однако, традиционный вид обучения обладает целым рядом недостатков. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передать его студенту, себя исчерпала.
Можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня в образовании необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.
В последние годы человечество приблизилось к такой фазе развития, которое характеризуется становлением общества знаний. Отличительной чертой такого общества является то, что высшее образование приобретает признаки всеобщего.
Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов.
Берущая свои истоки в первой половине ХХ века инноватика, изучает закономерности процесса создания и освоения нововведений и первоначально была связана с экономической, технико-технологической, управленческой деятельностью человека, и в наименьшей степени с социокультурной. Лишь последние десятилетия отмечены развитием социальной инноватики, в том числе педагогической, которая опирается на два плодотворных результата развивающей теории инновационного образования.
«Дайте мне рычаг и я переверну Землю!». Кто-то может сказать, что Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания. [2].
Новшество – инновация (в периводе с латинского – обновление, изменение) понятие не новое для мировой экономики, промышленности, рекламного дела, однако, педагогическая инноватика – наука молодая.
Сегодня педагогическая инноватика находится стадии становления и эмпирического поиска. Ряд ученых всерьез и надолго занялись изучением и внедрением инноваций (инновация – модернизация, инновации – трансформации, радикальные инновации, комбинированные, модифицирующие и т.д.).
Проанализировав, поистине титанический труд таких ученых и учителей, как Н.И.Лапин, Е.И.Потапова, А.И.Пригожин, С.Д.Поляков, А.В.Хуторский, О.Б.Шамина можно с уверенностью сказать, что все проблемы инноватики учебно-воспитательного процесса и творческого развития успешно реализуются в педагогике.
К инновациям, работающим на современную модернизацию можно отнести компетентностную модель профессионального обучения, составляющую основу образовательных стандартов нового поколения.
Вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов освещены в работах С.С. Алексеевой, С.Е. Шишовой, В.Л. Васильевой, А.В. Анохиной, А.Б. Бергеровой и др. Наиболее важными для раскрытия профессиональной компетентности стали работы П.П. Тереховой, Н.А. Германской, В.А. Кальней, М.М. Поташника и др.
В исследованиях Д.А. Иванова, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеера и др., рассмотрена сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь ведущих конструкторов данного подхода. В работах А.В. Щербакова, В.А. Белекова, А.К. Марковой, А.Я. Найна и др., рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности; Л.В. Митиной – педагогической компетентности; Л.А. Петровской – коммуникативной компентности; С.Е. Шишова – образовательной компетентности и др.
Вместе с тем компетентностный подход в образовании не является революцией. Это очередной шаг « в естественном процессе следованиявысшей школы за требованиями меняющегося мира» [6].
Комплекс инновационных решений представлен и в нормативных условиях реализации основных образовательных программ. К этим условиям относится реализация технологического подхода к обучению, что обеспечивает коренную модернизацию образовательного процесса за счет проектирования, целостной реализации педагогической системы, оптимального и дидактически обоснованного выбора в отношении способов и средств обучения, гарантированного достижения запланированного результата. Именно технологизация образовательного процесса обеспечивает его эффективность. Приоритетное значение имеют технологии активного, интерактивного обучения, реализующие деятельностное личностно-развивающее обучение, наиболее отвечающее целям формирования компетенций.
Наконец, к числу инновационных решений, стоит отнести расширение переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает знания я помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней образования. Сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом.
Установлено, для того чтобы обучение давало эффект, оно должно быть развивающимся и воспитывающим. Обучение в образовательном учреждении должно развивать, в первую очередь творческие способности, формировать умения самостоятельно работать, способности запоминать, логически мыслить, искать, быстро ориентироваться в потоке информации, понимать и уважать, определять нравственные ориентиры личности, ее этические и эстетические оценки, широту гуманитарного мышления. Только тогда, наши выпускники будут конкурентоспособными на рынке труда.
Педагог должен находить новые возможности в работе, новые технологии в преподавании, вынужден нестандартно решать возникающие проблемы, находить новые перспективы и выстраивать исключительно нестандартный путь к ним. Креативность педагогов, коллективов на сегодняшний день является наиболее значимым фактором развития и совершенствования системы образования в целом и всех его субъектов в отдельности. Хотелось бы настоять на идеи, что данный фактор будет ведущим и в ближайшем обозримом будущем.
Качество образования – одна из острейших проблем современности.
Выпускник высшей профессиональной школы должен получить такую подготовку, которая позволит ему занимать активную позицию в сфере развивающегося информационного взаимодействия и быть востребованным специалистом в обществе.
Важным аспектом в профессиональной деятельности специалиста становится освоение ими основ межпрофессиональной деятельности еще во время обучения в вузе. У будущего специалиста будут развиваться и профессиональные и межпрофессиональные компетенции, необходимые ему в реальном деле при создании новой конкурентноспособной продукции.
А.В. Хуторской пишет: « инновационной идеей называется заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса… В основе инновационного процесса заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадке и эмпирических данных» [3].
Таким образом, чтобы стать компетентным специалистом, студенту необходимо в своей учебной деятельности не просто пройти этапы производства: от постановки задачи до ее реализации, - и познакомиться с разными видами деятельности, но и научиться взаимодействию с представителями этих этапов. Только в этом случае он сможет стать востребованным специалистом.
Литература:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос»,-2005.-10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:list@eidos.ru.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание,-М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.
Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед.института /Самарский гос.пед.ин-т,1993.-С.250.
Артерчук В.Д., Туровец Л.А. К вопросу обеспечения качества образования в вузах // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1-С.31-31.
Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003.