Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 34973 раза

Библиографическое описание:

Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира / И. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия .

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [2, с. 27]. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем [1].

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль умения выполнять действие. [3, с. 3].

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

Например, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:

  1. вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;

  2. затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать;

  3. научиться сознательно формулировать проблемы;

  4. в завершении, проконтролировать его.

Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. А. И. Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» определяет проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией [4, с. 12]. В книге предлагаются задания для развития умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы. Учителю, очень важно продумывать задания, вопросы, упражнения к уроку.

Приведём примеры заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

- Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

- Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны ?

Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

- С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.


Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

  3. Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2009. -40с.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, овощ, фрукт, умение, окружающий мир, урок, витамин, проблема, ребенок, ключевая компетенция.

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы