Организация проведения прогулок (из опыта работы)
Автор: Баранова Вера Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.07.2015
Статья просмотрена: 2426 раз
Библиографическое описание:
Баранова, В. М. Организация проведения прогулок (из опыта работы) / В. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8365/ (дата обращения: 15.11.2024).
Что такое прогулка? И как ее организовать? Многие начинающие воспитатели испытывают затруднения в планировании прогулки. Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада. Это подвижные наблюдения игры и спортивные развлечения, труд, самостоятельные занятия детей.
Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем плотнее, шире интереснее деятельность детей. Планирование прогулки помогает молодому воспитателю равномерно распределить программный материал, избежать часто повторяющихся тем, обогащает дошкольников знаниями, развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности.
Организация проведения прогулок.
Процесс воспитания детей непрерывен.
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Основная цель педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.
Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского сада и т. п.
На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.
Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:
- Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);
- Трудовые действия самих детей (цель);
- Подвижные игры и игровые упражнения;
- Индивидуальная работа по физкультуре;
- Самостоятельная деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности.
Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры — развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Прогулка «У природы нет плохой погоды»
Цель прогулки — активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.
Перед прогулкой следует рассказать детям о факторах, составляющих погоду. Сделать образец дневника природы, показать, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказать, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выяснить, каких птиц, насекомых, обитающих на пришкольном участке, знают дети. Рассмотреть иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых.
С этой прогулки следует начать ежедневное наблюдение за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки педагог может спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Учли ли они состояние неба (чистое, наличие облаков и туч), присутствие ветра (тихо, ветрено), температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие), птицы (нахохлились, радостные, тревожные), летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем попросить детей отметить приметы осени.
Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и поиграть в игру «Жмурки в кругах».
«Природные несуразности»
Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагается найти предметы неприродного происхождения, которые педагог заранее расположил на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяется самый зоркий путешественник. Затем педагог с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности.
«Жмурки в кругах»
Водящему, выбранному по считалке, завязываю глаза. В радиусе 3–5 шагов вокруг водящего играющие чертят небольшие круги и встают в них. Кто-нибудь из играющих кружит водящего на месте, чтобы он потерял направление, в каком искать круги.
Водящий идет наугад, а играющие перебегают из круга в круг, пока он не подошел близко к одному из кругов. По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге, а тот приседает, увертывается, не сходя с места. Найдя, наконец, прячущегося, водящий ощупывает его и называет имя. Если водящий ошибся, то он продолжает водить. В случае трех неудач подряд выбирают нового водящего.
Играющий, который сдвинулся с места после того, как водящий подошел к кругу, должен его сменить.
После прогулки дети заносят свои наблюдения за погодой в дневник природы.
Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т. е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль — «моряков», руль — «шофера» и т. п.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Литература:
1. Т. Г. Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке.
2. Холодова И. А. Детям о природе.
3. М. В. Лучич. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые, перелетные птицы».
4. Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева. Подвижные игры на прогулке.