Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы)
Автор: Баранова Вера Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.07.2015
Статья просмотрена: 1867 раз
Библиографическое описание:
Баранова, В. М. Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) / В. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8367/ (дата обращения: 15.11.2024).
Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в тоже время и сильная охрана характера.
С.Смайлс
Воспитатель — главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированную модель, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочным умением и т. п.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно- психического напряжения личности педагога. Напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако они могут быть и неадекватны педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения и здоровье педагога, что приводит к стрессовым состояниям. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности.
Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса, что приводит к профессиональному «выгоранию», проблемам со здоровьем, другим малоприятным последствиям. Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизические и поведенческие компоненты.
Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами и в качестве мер профилактики синдрома профессионального выгорания могут выступать усилия в двух направлениях: во-первых, самосовершенствование сотрудников, как в личностном, так и в профессиональном плане; во-вторых, ряд мер, направленных на улучшение условий профессиональной деятельности сотрудников. Я решила использовать нетрадиционные формы проведения педсоветов как одну из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов. Это и послужило целью моего эксперимента.
Экспериментальной базой исследования выступило МАДОУ детский сад «Солнышко» г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна РТ. В работе принимали участие 23 педагога ДОУ. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1 этап — констатирующий 2012–2013уч. г включал в себя:
- наблюдение и анализ занятий Тестирование, анкетирование педагогов,
- оценка уровня освоения воспитанниками программного содержания (ср. показатель ЗУН детей)
- использование педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса,
- Аттестация педагогов.
- Участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений и др.
Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что доминирующим является низкий уровень развития творческих способностей педагогов. Педагоги проявляли пассивность в участии методических мероприятий, занятия проводились на среднем и низком уровне, средний показатель ЗУН детей составлял 71 %, мало использовались новые технологии в работе (Музыкальный руководитель -«Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, инструктор физкультуры дыхательная гимнастика Стрельниковой), не проявляли желание проходить аттестацию, количество аттестованных низкое- 59 %(чел.), высшее профессиональное образование имело -37 % педагогов (чел.)
Главной задачей формирующего этапа являлось совершенствование методического мастерства педагогов путем использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Работа проводилась 2 года.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения как средства совершенствования методического мастерства педагогов
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности
Для достижения данной цели:
- Создавались условия для совершенствования методического мастерства педагогов:
- Постоянное приобретение методической литературы;
- изучены теоретические труды по проблеме Дуда О. В., Белой К. Ю., Бушневой И. В., Дубровой В. П. и др.
- Увеличение числа подписных изданий;
- Предусмотрено в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете-Подобраны диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
- Организовано участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта.), кожуунные конкурсы и др.
Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Наш девиз:
" Каждый час и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то,
Такая уж у нас с тобой работа»...
Наши принципы в работе:
- делай все с любовью,
- относись к детям, так как ты бы хотел, чтобы относились к твоему ребенку,
- и главное — " Не навреди
Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога.
Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами с целью повышения эффективности функционирования и профилактике профессионального выгорания педагогов осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно:
- практической направленности;
- научности и конкретности; системности и систематичности;
- оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы.
Оценка качества этой системы проводится на основе использования следующих критериев:
- результативность методической работы,
- рациональность затрат времени на ее осуществление,
- стимулирующая роль в развитии самообразования педагогов и их творчеств
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, уровень профессионального выгорания, следовательно, на основе этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения
Формы организации работы с педагогами различны:
- педагогический совет нетрадиционной формы,
- теоретические семинары,
- семинары — практикумы,
- творческие гостиные,
- круглые столы,
- мастер- классы,
- изучение опыта творчески работающих педагогов и обобщение его,
- деловые игры,
- день открытых дверей,
- взаимопосещение,
- участие в подготовке педсоветов, методических объединений, конференций.
- использовании ИКТ
К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Таким образом, активные методы обучения — это обучение в деятельности.
А также одна из мер по профилактике профессионального выгорания.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил поэтому воспитатели условно делятся на небольшие группы:
- опытные воспитатели и молодые специалисты;
- с высшим или средним специальным дошкольным образованием;
Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна фонологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультация повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание
Следующим активным методом является КВН. Этот метод может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме «Игра как приоритетное средство развития дошкольников»
При проведении педагогических советов, семинаров использую один из методов активной деятельности педагогов — деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Структура деловой игры достаточно проста:
- 1 этап. Организационно-подготовительная работа.
- 2 этап. Сама игра.
- 3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
- 4 этап. Заключительный (подведение итога).
В нашем д/саду в форме деловых игр прошли педсовет «Формы работы с родителями», педсовет-викторина «Художественно-речевое развитие», педсовет — тренинг «Психологическое здоровье педагога» и др. Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу — отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению.
Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
Контрольный этап экспериментального исследования был направлен на проверку эффективности проделанной работы по использованию методов активного обучения. Изменения в ходе реализации проекта диагностировались с помощью “Диагностических карт профессионального мастерства педагогов”, «Технологическая карта педагога», «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», отчетов педагогов о проделанной работе за учебный год.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что после использования методов активного обучения в методической работе и использование нетрадиционной формы проведения педсоветов наблюдались динамичные изменения в показателях, позволяющий говорить о целесообразности данного опыта в работе с педагогами ДОУ. Сравнительный анализ результатов исследования наглядно представлен в таблицах: (прилагаются)
- ср. анализ ЗУН детей:
- повышение квалификации (показатели аттестации педагогов, образовательный уровень, прохождение курсов повышения квалификации);
- использование методики диагностики уровня эмоционального выгорания.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о эффективности использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одной из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов в совершенствовании методического мастерства педагогов, что позволило повысить качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, сформировать определенный подход, позицию, мировоззренческую установку, умение работать в коллективе, развить творческий потенциал педагогов, высокую активность. Таким образом, цель достигнута, гипотеза доказана.
Литература:
1. «Педсоветы в детском саду» — Дуда О. В.,
2. «От сентября до сентября» — Белой К. Ю.,
3. «Педагогические советы» — Бушневой И. В.,
4. «Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условия» — Т. Г. Соболева, О. Н. Кулакова,
5. «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении» — Елжова Н. В.,
6. «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении» — Дик Н. Ф.,
7. «Педагогические советы: профессиональное партнерство. Совершенствование методического мастерства» — А. И. Колобанова, В. А. Лисина, О. В. Матросова
8. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»