Развитие связной письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью во внеклассной работе посредством сочинения и написания сказок
Автор: Подоксёнова Елена Анатольевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2015
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Подоксёнова, Е. А. Развитие связной письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью во внеклассной работе посредством сочинения и написания сказок / Е. А. Подоксёнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8535/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Лучшие друзья», «Приключения поросёнка», «Удивительная встреча», «Очень страшная история», «Самовлюбленный Павлин» и другие — всё это названия книг, выпущенных в школьной типографии пермской коррекционной школы № 54. Не смотря на то, что авторы и создатели этих книг, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, их произведения нравятся читателям, учителям и учащимся школы, родителям, за них отдают голоса пользователи на всероссийских Интернет конкурсах.
Речь — основное средство общения людей, она организует все психические процессы человека. У детей с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Становление связной речи у них осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной речи. Ситуативная речь, с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими легче. Очень трудным для них является переход к самостоятельному высказыванию. В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке [1].
Работая учителем переплетно-картонажного дела с учащимися 5–9 классов и руководителем школьной типографии отмечаю, что эти особенности трудно преодолеваются и в среднем звене школьного обучения. Учащиеся достаточно успешно овладевают практическими навыками, но им трудно в речи описать процесс изготовления изделия, они затрудняются задавать вопросы, вступать в диалог по производственным вопросам в ходе выполнения коллективного дела или деловой игры.
На уроках и занятиях в кружке мы с ребятами часто работаем с книгами и брошюрами, но не как с источниками информации, а как переплетными изделиями. Иными словами, мы можем от начала до конца изготовить или отремонтировать книгу, брошюру, но нас не особенно интересует текст, ведь чтением и пересказом занимаются на других уроках и с другими учителями. Однако мною было отмечено, что учащиеся с большим интересом и старанием выполняют изделия, которые для них личностно значимы.
В программу школьного кружка типографии я внесла блок «Моя книга» (Таблица 1), где мы с ребятами моделируем поэтапный процесс работы типографии. Но самое главное, тексты, которые подвергаются верстке, печати и переплету, придуманы и написаны самими участниками кружка. Да мы стали сочинять авторские произведения, рисовать к ним иллюстрации, стали печатать и переплетать их в нашей типографии и выставлять готовые книги в школьной библиотеке.
Таблица 1
«Моя книга» |
Количество часов в теории |
Количество часов в практике |
Всего |
|
5 |
25 |
30 |
||
1 |
Обдумывание концепции, написание рукописей (сочинений) |
1 |
3 |
|
2 |
Допечатная подготовка: набор текста, оформительские работы (сканирование иллюстраций), верстка, дизайн обложки, корректировка |
1 |
8 |
|
3 |
Печать, комплектование блока |
1 |
3 |
|
4 |
Послепечатная подготовка: ламинирование обложки, переплет |
1 |
9 |
|
5 |
Подготовка презентации, презентация книги |
1 |
2 |
|
Больше всего ребятам нравиться сочинять сказки. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для понимания. В помощь учащимся я предлагаю на выбор сюжетные картинки из коллекции раскрасок. Выбрав картинку, ребенок определяется с персонажами и завязкой или сюжетной линией сказки. Хочу обратить внимание, что за основу берется только одна картинка, а не серия, и ученик сам придумывает зачин, развивает события и приводит читателей к кульминации, поэтому не может быть никаких сомнений, что сказка авторская, а не заимствована из других источников. Конечно, возникают трудности в написании сказок. Одни сказки бывают лишь описанием картинки, другие, несмотря на то, что интересно начинаются, соскальзывают на пересказывание уже знакомых, чаще русских народных сказок, прочие, хотя и имеют завершенную сюжетную линию, бывают составлены из простых, нераспространенных предложений, оказываются эмоционально бедными без диалогов и описаний. Но преодоление трудностей и ведет к развитию детей, и в том задача педагога, чтобы показать путь к преодолению трудностей каждому свой собственный. С одним учеником мы, превратившись в героев сказки, проигрываем и затем записываем подходящий по сюжету диалог, с другим подбираем описательные характеристики для персонажа, а кому трудно развить сюжет, предлагаю написать сказку с повторами по типу «Колобок», где ситуация повторяется несколько раз, но с разными героями. Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи [3]. Эту возможность мы и используем для корректировки сказочных произведений, внесения в них индивидуальной неповторимости.
Работа по изготовлению книги сказок строится поэтапно:
- выбор, понравившейся картинки, определение персонажей;
- самостоятельное написание сказки обучающимся;
- совместное прочтение сказки;
- внесение дополнений, корректировка сказок;
- рисование иллюстраций, их сканирование;
- печать сказки;
- изготовление переплета;
- презентация книги.
В ходе написания сказки, ученики учатся составлять связный текст, соблюдая особенности жанра сказки, вести диалог через диалог персонажей, упражняются в составлении описаний окружающей персонажей обстановки и их самих. И хотя на данном этапе работы со сказкой задача коррекции поведения через неё не рассматривалась, зная своих учеников, понимаешь, что через свои сказки они проявляют себя, они проверяют себя, они ищут выход их разных ситуаций, они подбирают и говорят через персонажей слова, которые пока не решаются сказать в реальной жизни. В процессе создания собственной книги ребята по-другому начинают смотреть на свои возможности, у них повышается самооценка, их лица заметно светлеют, когда они слышат в свой адрес заслуженную похвалу.
В перспективе учащимся буду предлагать сочинять сказки от пословицы, от противоречия и т. д. Самое главное подобрать и придумать такие пословицы и противоречия, чтобы дети могли моделировать ситуации связанные со своим собственным поведением, а счастливый конец сказки становился путём к изменению его в лучшую сторону. Таким образом, работа со сказкой будет носить и воспитывающий характер, не на прямую, а опосредованно будет влиять на эмоциональное состояние и поведение наших воспитанников.
Литература:
1. Богдан Н. Н., Могильная М. М. Специальная психология под ред. Александровой Л. И. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru
2. Кошелева Е. Н., Мартемьянова А. Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью — Успехи современного естествознания № 1, 2014г.
3. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Московского ун-та, 1979г.
4. Якимова Е. Алгоритм написания сказки. Сайт — Бюро добрых услуг// dobruslugi.ru