Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе
Автор: Карапузова Наталия Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.07.2015
Статья просмотрена: 7500 раз
Библиографическое описание:
Карапузова, Н. Н. Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе / Н. Н. Карапузова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8558/ (дата обращения: 15.11.2024).
Происходящие изменения в образовании вызывают необходимость новых подходов к обучению. Задача учителя — идти в ногу со временем, применять современные методы и средства обучения. В связи с этим актуальной задачей образования становится применение на уроке проблемно-поисковых технологий как средства формирования целостного развития личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры выявление его творческих возможностей.
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.
Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.
К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуального поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется «обучением через открытие».
Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»?
Проблема (от греч. — задача) — «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной.
Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемным.
Проблемные ситуации я создаю на всех этапах процесса обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении материала, контроле.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:
- создание проблемной ситуации;
- организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;
- выбор рационального способа решения проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирование выводов.
По новым стандартам второго поколения я работаю четыре года и сделала первый выпуск. Мне хотелось бы остановиться на проблемных ситуациях при постановке цели урока.
Не секрет, что ученику, находящемуся под впечатлением событий перемены, чаще всего не интересна тема, объявленная учителем, урок в таком случае получится скучный, не «пропущенный через себя», и, как следствие, бесполезный. Необходим такой прием, который привлечет внимание ученика, заинтересует. Таким приемом может быть загадка, литературное произведение, сказка, слайд презентации, подводящая беседа, все, что может привлечь внимание ученика, но обязательно связанное с темой урока.
Приведу несколько примеров.
Пример 1. Урок литературного чтения (2 класс). Тема «К. Чуковский «Путаница».
Учитель: Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора загадки
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.(Яйцо и цыплёнок)
WSKLOPVIHLSEЙWSLЧУLVIKOLSBVCWKИLSЙS (Корней Чуковский)
— Сформулируйте тему урока.
Пример 2. Урок математики (3класс). Тема «Запись трёхзначных чисел».
— Запишите числа:
- 7 единиц;
- 6 десятков и 3 единицы;
- 7 сотен 1 десяток 8 единиц.
(Запись последнего числа вызывает у учащихся затруднения)
— Чему мы будем учиться на уроке?
Пример 3. Урок русского языка (4 класс). Тема «Склонение имён прилагательных женского рода».
На доске:
на каменист.. дне, о весенн.. солнце, о весёл.. клоуне, о близк.. лете, о бел.. берёзе.
Учитель:
— Прочитайте словосочетания.
— Чем похожи все имена прилагательные?
— Одинаковые или разные окончания будут у этих прилагательных?
— Почему?
— Назовите окончания имён прилагательных.
После выполнения задания я предлагаю сформулировать тему урока.
Пример 4. Урок русского языка (3 класс). Тема «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю. (Гора)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)
— Назовите орфограммы в словах-отгадках.
— В какой части слова находятся орфограммы?
— А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
— Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.
Пример 5. Урок окружающего мира (4 класс). Тема «Михаил Васильевич Ломоносов»
— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.
ДНСКЙ, НВСКЙ, ПТР, ЛМНСВ
(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)
— Какое из этих слов лишнее? Почему?
—Какая тема урока?
—Что вы о нём знаете?
— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы.
Такой подход к постановке темы урока делает процесс обучения более увлекательным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями, он формирует в ребенке умение видеть проблему — свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом — все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках, а следовательно, формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Литература:
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.
2. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе».
3. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, № 2.
4. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. — Казань.: Таткнигоиздат, 1972.
5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. Пособие / К. Ю. Ксензова. — М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
6. Н. В. Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г