Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 25.07.2015

Статья просмотрена: 1086 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. В. Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи / Н. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8577/ (дата обращения: 17.10.2024).

Здравствуйте уважаемые Коллеги! Меня зовут Петрова Надежда Васильевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани. Я представляю свой опыт работы по теме «Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи».

Девиз моей работы «Теплота, забота и внимание, улыбка, радость — за старание».

Цель моей работы — оказать поддержку родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду и заинтересовав в совместной работе с воспитателем, мотивировать их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.

Задачи — Формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы; объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре, а родители — равноправного партнёра в воспитании.

Детский сад — целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателем именно родители, оценивают его характер и стремление работать с детьми, ведь залог успешного посещения ребёнком садика — налаженный контакт родителей и воспитателя, умение и желание взаимно сотрудничать.

Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для достижения высокой результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребенка. Эффективное взаимодействие воспитателя и родителей достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане, а в момент адаптации малыша к условиям детского сада — особенно.

Начиная работу с родителями вновь пришедших детей в первую очередь опираюсь на традиционные педагогические методы: беседы, консультации, наблюдение за родительским отношением к малышу, анкетирование («Анкета-знакомство»), посещение на дому.

Первые дни посещения детского сада начинаются с небольшого «Дня Открытых Дверей»: небольшого — это значит для новенького малыша и его мамы или папы. Первые 2–3 часа уходят на знакомство с детьми, беседы, показываю все что есть у нас в группе, а также наблюдаю за поведением ребенка. В тоже время родители наблюдают за моей работой с детьми и морально поддерживают своего малыша в новой для него ситуации.

…Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы детям постоянно было что делать. «Пусть они будут теми муравьишками, которые всегда будут заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр».

Одним из серьёзных достижений нашей страны в сфере образования можно считать сложившуюся систему общественного воспитания детей дошкольного возраста. Она призвана обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребёнка, его физическое здоровье. Формирование личностных качеств, возможность реализовать потенциал, заложенный в нем природой.

Огромную помощь родителям в организации всестороннего развития детей оказывают дошкольные учреждения. Чтобы малыш провёл свой день в детском саду с пользой — для этого старается весь коллектив сотрудников детского сада: руководитель детского сада, методист воспитательно-образовательной работы, медицинские работники, учитель-логопед, воспитатели, помощник воспитателя, бухгалтер, повара, работники прачечной, дворник, сторожа…

Наш коллектив работает грамотно, организованно, дружно, — чтобы малышу было комфортно, интересно, полезно! И если родители останавливают свой выбор на нашем дошкольном учреждении, независимо от того, что их заставило сделать этот выбор: пришла пора — малыш подрос до детсадовского возраста или необходимость получения коррекционного обучения у специалиста, — в любом случае — мы рады приходу новых родителей, новых малышей, окружаем их вниманием и заботой. Опираясь на уже имеющийся опыт работы с родителями в период адаптации детей к условиям ОУ, приобретаем новый — ведь одинаковых ситуаций во время адаптации не бывает. Вроде бы ситуация похожая, а дети и родители — другие. И приходится, вспоминая похожую ситуацию, опираясь на положительный опыт выхода из нее — искать новые методы и приемы сотрудничества, взаимопонимания.

Как родители интересуются тем, в какую дошкольную образовательную организацию будет ходить их малыш, так и мы интересуемся: кто к нам придёт. Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность и поэтому еще не видя ребеночка, мы уже имеем небольшое представление о нем, ознакомившись с рекомендациями специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, на приеме которой были будущие наши воспитанники с родителями. Имея даже небольшое отклонение в развитии своего малыша, родители приходят в детский сад очень встревоженные, переживающие по поводу того, что — смогут ли понять, принять, полюбить их ребенка чужие тети. Родителей вновь пришедших малышей встречаю с улыбкой и не только в период адаптации, но и в дальнейшем, проводя индивидуальные и групповые беседы, стараюсь быть тактичной, выражаю свою заинтересованность, доброжелательно побуждая собеседников к высказыванию: что их радует, беспокоит в состоянии здоровья, поведении, развитии ребенка. В первые дни знакомства с новым воспитанником и его законными представителями (родителями, иногда опекунами) предлагаю заполнить «Анкету-знакомство» дома в спокойной обстановке. А затем, обязательно по ней что-то уточню, попрошу пояснить, рассказать родителей. Например, на вопросы «Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детское учреждение?», «Какие есть у ребенка привычки?», «Умеет ли ребенок играть сам?» обычно пишутся ответы не многословные. Но в беседе родители расскажут о своем малыше больше, даже вспомнят какие-то особенности, которые могут очень пригодиться и мне в общении с этим ребеночком, в подборе индивидуального подхода к нему в течении дня, понять его отношение к приему пищи, игровой деятельности, умению находиться в обществе сверстников, как лучше успокоить, расположить эмоционально положительно к себе, создать чувство комфорта от пребывания в группе.

В приёмной комнате созданы все информационные поля для родителей: необходимая информация по адаптации детей к детскому саду (рекомендации психолога, педагогов, медиков); информация о возрастных особенностях развития детей; рекомендации специалистов коррекционного направления развития детей; фотовыставка «Наша группа: будни и праздники» наглядно знакомит родителей с режимными моментами, с организацией образовательной и игровой деятельностью, с развлечениями и праздниками, проводимыми в группе и в ОУ.

В нашем ОУ часто проходят различные тематические выставки: рисунков — «Доброта спасет мир», «День Защиты детей», «День рожденья детского сада», поделок из природного материала, оформление гербария, изготовление сувениров «Умелые руки не знают скуки», оформление стенгазет «Неболейка», «Нам смелым, сильным и ловким со спортом всегда по пути!», выполнение творческих работ по тематическим неделям формирования знаний и навыков безопасного поведения. Приглашая родителей принять участие в выставке, рассказывая о проходящих тематических Днях, Неделях в группе, ОУ — решаю одновременно несколько задач:

-                   приобщаю родителей к педагогическому процессу;

-                   расширяю сферу участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

-                   создаю условия для творческой самореализации родителей, детей;

-                   предоставляю информационно-педагогический материал, который позволяет родителям ближе ознакомиться со спецификой учреждения, знакомит их с его воспитывающей и развивающей средой;

-                   способствую созданию условий для формирования уважительных, доброжелательных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.

Решая эти задачи, мы получаем взаимодействие, сотрудничество воспитателя и родителей детей, посещающих группу.

Благополучное решение проблемы адаптации детей к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, — зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее пребывание в детском саду! Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа в нашем ОУ строится с учетом того, что дети, которые к нам приходят очень редко имеют I-ую группу здоровья. Большинство воспитанников имеют II, иногда III группу здоровья, есть дети-инвалиды. Поэтому работа в направлении сохранения, укрепления здоровья детей в нашем образовательном учреждении проводится большая: начиная с создания щадящего режима, усиления внимания коллектива к решению задач физкультурно-оздоровительной работы до организации специальных мероприятий по оздоровлению детей. Обязательно при этом учитываются:

-        индивидуальные особенности, возможности и интересы детей,

-        частая смена видов детской деятельности,

-        создание условий для отдыха и релаксации в групповых помещениях,

-        приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

То есть и в этом направлении работы обязательно задействуются родители: как в информационном (ознакомительные стенды, буклеты «Что необходимо знать при… (закаливании, при каком-то виде заболевания), так и в практическом (обмен опытом семейного воспитания и традиций, приглашение к проведению совместных с родителями спортивных развлечений, изготовление стенгазет о здоровом образе жизни, нестандартного оборудования для двигательной деятельности в помещении и на участке). Вся деятельность в нашем ДОУ (а значит и в моей группе) по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни направлена на создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка на основе формирования единого пространства в системе отношений «семья-ребенок-педагог», базируется на следующих направлениях:

профилактическое:

-        обеспечение благоприятного течения адаптации,

-        определение оптимальной нагрузки (индивидуально для каждого ребенка),

-        выполнение сангигиенического режима,

-        ежедневные циклы физкультурной образовательной деятельности и гимнастик,

-        непосредственно образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни,

-        организация двигательного режима,

-        прогулки,

-        закаливание,

-        дыхательная гимнастика,

-        активный отдых,

-        диспансерное наблюдение,

-        общий и специальный массаж,

-        гимнастика для стимуляции речевых центров — артикуляционная гимнастика,

-        для развития мелкой моторики — пальчиковый театр, самомассаж рук, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;

лечебно-оздоровительное:

-        витаминотерапия,

-        физиопроцедуры,

-        коррегирующая гимнастика,

-        реабилитация детей, перенесших простудные заболевания,

-        коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки и плоскостопия,

а так же:

-        индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений,

-        создание благоприятного психологического комфорта.

Систематическую и планомерную работу с семьей по этому направлению провожу совместно с медицинским персоналом учреждения и инструктором по физвоспитанию. И начинается она с первых дней пребывания малыша в дошкольном учреждении.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. В такие моменты очень выручает устное народное творчество: потешки, прибаутки, сказки и т. д. особенно с показом на фланелеграфе. Дети с интересом смотрят на фигурки, которые появляются на фланелеграфе: они яркие, да еще, если эмоционально рассказать потешку,- то на какое-то время слезы высыхают, на лицах появляются улыбки. Игрушки, которые «сидят» на полках, могут стать «героями» любой сказки. Малыши с интересом за этим вначале наблюдают, в последствии и сами принимают участие: прошу «помочь мне уговорить огуречика не ходить к мышке», произнести звукоподражания: «как пропел петушок, котик?» и т. д. Потешка помогает наладить эмоциональный контакт воспитателя с малышами. Ведь в этом возрасте дети живут в «мире эмоций». Словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей, т. е. должны быть просты, коротки, с четким ритмом, а описываемые действия в них — конкретные, понятные малышу:

«Коза ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает, забодает…»

Как во время организованной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов, прогулки задействую различные виды театра (настольный, театр-рукавичек, пальчиковый, фланелеграф). А чтобы было, что задействовать — обращаюсь за помощью к родителям. Очень ценны выполненные руками родителей театральные фигурки, сказочные персонажи, а также костюмы для уголка «ряженья», материал для сюжетно-ролевых игр.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения: в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей, формирования различных навыков. Педагоги дошкольного учреждения способны помочь родителям в выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В свою очередь я как педагог дошкольной образовательной организации работаю над собой: постоянно повышаю уровень своего профессионального мастерства, проходя обучение на курсах, семинарах, практикумах как очных, так и дистанционных, изучаю опыт коллег, методическую литературу, т. е. готовлюсь к грамотному общению с родителями.

Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию, я получаю:

-        Наиболее благоприятную атмосферу для общения с ними на все интересующие темы.

-        Более успешную и легкую адаптацию детей моей группы.

-        Творческий потенциал для работы в этом направлении.

 

Литература:

 

1.      Н. Д. Ватутина «Ребенок поступает в детский сад», Москва, Просвещение, 2005г.

2.      «Первые шаги», материалы московского городского конкурса «Первые шаги», Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, здоровый образ жизни, малыш, дошкольное учреждение, моя работа, образовательное учреждение, период адаптации детей, воспитательно-образовательный процесс.

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ