Проектная деятельность на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 27.07.2015

Статья просмотрена: 4305 раз

Библиографическое описание:

Белаш, М. А. Проектная деятельность на уроках информатики / М. А. Белаш. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8581/ (дата обращения: 15.11.2024).

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, проектная деятельность, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики.

 

В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]

1.        Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

2.        Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

3.        Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

4.        Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой — либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.

На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

-                   Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.

-                   Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.

-                   Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.

-                   HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.

-                   Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

-                   Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

-                   Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.

Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики

5 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Paint, например открытки к праздникам, создание движущихся объектов в Microsoft PowerPoint.

6 класс — создание чертежей, рисунков в Microsoft Word, Paint.

7 класс — создание вычислительных таблиц, построение графиков, работы, выполненные для конкретного исполнителя в программе Робот.

8 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word.

9 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, создание программ, решающих поставленную задачу в программе ABC Pascal.

10 класс — создание базы данных в Microsoft Access.

11 класс — web-сайты, буклеты, презентации.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами

В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:

1.                  Проект «Новые средства получения энергии» (информатика + экология), проект посвящен новым методам и средствам получения энергии.

2.                  Проект «Азбука пешехода» (информатика + ОБЖ), проект посвящен безопасному поведению людей на дорогах.

3.                  Проект «Школа пассажира» (информатика + ОБЖ), в проекте описаны правила безопасного поведения на разных видах транспорта.

4.                  Проект «Маленькие герои большой войны» (информатика+ история+ изобразительное искусство), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пионеров.

5.                  Проект «Пожарные во время Великой Отечественной войны» (история + информатика), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пожарников г. Саратова.

6.                  Проект «Любимый Автор» (информатика + литература), в ходе проекта дети создавали презентации о любимом авторе и его произведениях.

7.                  Проект «Любимая книжка» (литература + информатика), в ходе проекта ученики создавали презентации о любимой книге и ее героях.

8.                  Проект «Места, которые я хотел посетить» (информатика + английский язык), обучающиеся создавали брошюры — путеводители на английском языке.

9.                  Проект «Здоровье и компьютер» (ОЗОЖ + информатика), в проекте описывались основные правила поведения при работе с компьютером, которые направлены на сбережения здоровья пользователя.

10.              Проект «Симметрия вокруг нас» (информатика + математика + биология), в проекте говорится о симметрии в живой и неживой природе.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.

Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

 

Литература:

 

1.                  Гудкова М. И. Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. По материалам сайта «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/12/31/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-informatiki

2.                  Информатика. 8 класс: Проектная деятельность /.Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

3.                  Информатика. 9 класс: Проектная деятельность / Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

4.                  Информатика. 10 класс: Проектная деятельность / Сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 128 с.

5.                  Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность / авт. — сост. Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009–155 с.

6.                  Семенова О.В Проектная деятельность на уроках информатики. По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/413625/

Основные термины (генерируются автоматически): проект, урок информатики, помощь этой, проектная деятельность, ученик, программа, Великая Отечественная война, информатик, английский язык, учебная деятельность.

Ключевые слова

проектная деятельность, федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики

Похожие статьи

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Роль информационных технологий в современном высшем образовании

В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам

В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Похожие статьи

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Роль информационных технологий в современном высшем образовании

В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам

В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...