Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения
Автор: Гончарова Елена Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.08.2015
Статья просмотрена: 1019 раз
Библиографическое описание:
Гончарова, Е. Е. Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения / Е. Е. Гончарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8595/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях перехода на новый стандарт начального образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Общность взглядов авторов учебников «Литературное чтение», широким спектром представленных в разных методических системах, реализуется в приоритетной цели обучения — формирование читательской компетентности младшего школьника, осознании себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
В настоящее время современному обществу необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. А все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.
Книга — основной источник знаний человечества. Именно в книгах мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос. Но очень важно научиться извлекать нужную нам информацию, овладеть процессом работы с книгой. Научиться работать с книгой — прежде всего, значит, приобрести хорошие навыки и умения в самостоятельном изучении учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей [5, с. 42].
В начальной школе в учебном процессе работа с книгой — сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависит дальнейшая успешность обучения и самообразования, а так же степень развития умственной способности по другим предметам.
Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом [3, с. 21].
Большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и объемом чтения. Чтение веками служило средством становления личности, раскрывая её особенности. Сегодня принято считать читательскую культуру — основной социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития личности.
Одним из основных этапов обеспечивающих вхождение ребенка в литературу является литературное чтение. От качества литературного чтения зависит формирование у ребенка понимания важной ценности книги, развитие способности интуитивно чувствовать всю красоту поэтических произведений, поэтического слова, свойственную младшим школьникам, формирование у них потребности в регулярном чтении произведений истинно художественной литературы.
Влияние литературы на формирование личности младшего школьника производится посредством восприятия. Психология и методика обучения литературы трактует восприятие произведений искусства как деятельность, в которой задействованы процессы мышления, памяти, воображения и эмоциональной сферы читателя.
Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка.
Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа. Художественный образ — это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [2, с. 62].
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме усиления влияния уроков литературного чтения на формирование читательской культуры. Основоположниками этого направления являются психологи и методисты. Они предполагали, что сокращая путь, который ведет младших школьников к качественному восприятию художественного произведения как искусства формирующее теоретическое мышление.
Основой овладения литературным чтением является формирование наглядно-образного познания действительности. Именно оно служит для появления впечатлений бытия, эмоционального и чувственного опыта, обеспечивающих многообразный спектр ассоциаций про чтении произведений. Опыт необходим для гибкости мышления, умения выражать чувства, эмоции, уметь проводить горизонталь событий происходящих в книге и жизни.
В системе современного образования одной из главных задач является комплексное формирование процесса воспитания читательской культуры младших школьников. Достижение этой задачи возможно в рамках урока литературного чтения.
Воспитание сознательного читателя в лице младшего школьника предполагает успешное овладение им в процессе обучения навыком чтения, культурой чтения, умением воспринимать на слух предложенную информацию, навык полноценного литературного высказывания, развитие активного и пассивного словарного запаса, эмоциональная реакция на читаемое [7, с. 29].
Какие же методы и приемы служат для воспитания читательской культуры младших школьников на уроках литературного чтения?
Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании, содружестве с информационно-коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. Обогащение восприятия текста происходит и путём привлечения других видов искусств: живопись и музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов стали обычным явлением на уроке. Нужно отметить, что серьёзную работу по привлечению читателя и воспитанию культуры чтения ведут библиотеки, которые, приспосабливаясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы [8, с. 75].
Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Важно помнить, что в центре любого урока — текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание.
Формирование читательской культуры — процесс длительный, но увлекательный, и цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений, может дать аргументированную оценку произведению, способен «узнавать» автора по нескольким цитатам, хорошо ориентируется в современной литературный ситуации и всегда может дать добрый совет что почитать [8, с. 98].
Основополагающим аспектом при формировании читательской культуры младшего школьника на уроках является гигиена чтения. Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах, начинающих обучаться грамоте. Научить с первых же дней пребывания учащегося в школе правильно в гигиеническом отношении пользоваться книгой, уметь её правильно держать — очень важно, так как закреплённый с детства навык остаётся большей частью на всю жизнь. Учителю следует также давать указания родителям о необходимости соблюдения детьми и подростками правил гигиены чтения в семейной обстановке.
В школе, особенно в младших классах, большое количество времени на уроках отводится на чтение и письмо. Чтобы процесс чтения протекал нормально, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину и точные и чёткие очертания. Не менее существенно, чтобы при чтении книга была хорошо освещена и расположена от глаз читателя на определённом расстоянии, зависящем от величины шрифта и остроты зрения читающего лица.
Для детей необходимо держать книгу на расстоянии 35–40 см. Минимально допустимое расстояние книги от глаз — 30 см. При этом книга не должна лежать горизонтально на столе. Её следует держать в наклонном положении. При чтении на уроке наклонное расположение книги обеспечивается конструкцией парты, имеющей наклонную крышку стола. В домашних условиях или при работе в библиотеке с целью облегчения детям и подросткам чтения книг и снижения утомления глаз можно применять специальные подставки. Обязательным требованием гигиены чтения является соблюдение правильной посадки.
В семейной обстановке наблюдение за правильной посадкой детей и подростков во время чтения также обязательно. Родители должны получить от учителя указания о правилах посадки детей и подростков.
Одним из важнейших требований школьной гигиены является обеспечение учащихся при чтении достаточным количеством света. Важно также ограничивать продолжительность чтения и устраивать перерывы для предоставления отдыха глазам, а при чтении вслух — и голосовому аппарату. Слишком продолжительное чтение (например, по два часа и более) подряд, влечет за собой боли в области глаз, лба. В этом случае чтение крайне затруднено. Через 20–30 минут чтения буквы начинают «прыгать» и затем сливаются, и чтение, таким образом, становится невозможным. С целью предупреждения таких болезненных явлений обязательно после 20–30 минут чтения устраивать перерывы и смотреть вдаль для отдыха глаз [6, с. 31].
Значительную роль в формировании читательской культуры у младших школьников играет урок литературного чтения, так как именно на этих уроках ребенку прививается гуманное отношение к окружающему миру, социальные ценности и их роль в современном мире.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной целью школы является воспитание образованной личности. Именно она формирует в младших школьниках культуру, прививает ценности, помогает им осваивать культурные и нравственные образцы, выработанные социумом.
Литература:
1. Андронова Е. М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т художеств. образования»; [сост. Э. И. Иванова и др.]. М.: ИХО РАО, 2011. — 145 c.
2. Галактионова Т. Г. «Школа культуры чтения» (опыт организации)// Библиотековедение. — 2006. — № 6. — 200 c.
3. Киселёва Т. В. «Чудо-дерево», или как мы привлекаем детей к чтению / Т. В. Киселёва, Е. В. Савиновская // Мир библиографии. — 2009. — № 4. — 89 c.
4. Новикова Т. А. Программы и проекты поддержки детского чтения как актуальное направление деятельности библиотек// Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы: материалы Междунар. науч. конф., 26–27 марта 2008 г. / ред. Е. О. Матвеева; Моск. гос. ун-т культуры и искуссва. М., 2008. — 56 c.
5. Полякова Т. И. Роль школьной библиотеки в развитии интереса к чтению младших школьников // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / [сост. Г. В. Варганова]. М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. — 360 c.
6. Ротова Т. А. «Библиолицей» как форма повышения информационной культуры младших школьников с применением игровых технологий: [опыт реализации библиотечного проекта «Библиолицей» для учащихся первых классов] // Новая б-ка. — 2007. — № 7. — 123 c.
7. Тананыкина Л. В. Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культурычтения младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Тананыкина Л. В.; [Моск. гос. ун-т культуры]. М., 1998. — 17 с.;
8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.