Образовательные возможности русских народных игр с мячом
Автор: Иванова Наталия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.07.2015
Статья просмотрена: 878 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Н. М. Образовательные возможности русских народных игр с мячом / Н. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8598/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня все большую популярность в детских садах приобретают народные игры, определяемые как традиционные, сложившиеся в прошлом или современные этнографические явления. Народные игры, представляя собой форму исторического культурного творчества (В. В. Давыдов), являются эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к общечеловеческому культурному наследию.
Народные (традиционные) игры имеют многовековую историю и, передаваясь от поколения к поколению, отражают особенности культуры определенной нации, ее традиции, уклад жизни, обряды, обычаи.
Русские народные игры, как указывает Л. А. Лялина, представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности [5, с. 45].
Русские народные игры достаточно разнообразны и включают подвижные игры с предметами и без них; хороводные игры с песнями и плясками; игры-забавы, игры-импровизации, игры-зрелища, игры-соревнования; настольные игры и др.
Особый интерес для детей дошкольного возраста представляют русские народные подвижные игры. В диссертационном исследовании М. А. Ключевой представлены классификации детских народных подвижных игр по разным основаниям. Классифицируя народные подвижные игры по собственно структурным признакам, автор выделяет игры по ведущим основным движениям (игры с бегом, прыжками, борьбой, метанием, лазанием и т. д.); по признаку использования игровых орудий (игры с мячом, с палками, с шарами и др.); по типу соревнования в игре и др. [2].
Среди традиционных (народных) подвижных игр детям дошкольного возраста наиболее интересны русские народные игры с мячом, в которых двигательные действия, как правило, обусловлены сюжетом, понятным и интересным для дошкольников (П. Ф. Лесгафт, Л. А. Лялина, Т. С. Макарова, Т. С. Овчинникова и др.). Мяч, являющийся любимой игрушкой детей, стимулирует и поддерживает интерес дошкольников к подобным играм на протяжении достаточно длительного времени.
Игры с мячом — это спортивные или подвижные (в т. ч. народные) игры, в которых в качестве основного предмета используется мяч. В толковых словарях русского языка значение слова «мяч» раскрывается следующим образом: это сплошной или полый внутри шар из упругого материала, отскакивающий при ударе об упругую поверхность, употребляющийся для игры (А. П. Евгеньева, Т. Ф. Ефремова, В. В. Лопатин, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков и др.). Мячи для игр изготавливают из различных материалов: резины, шерсти, пробки, ткани, поролона, пластмассы и др.
М. Ф. Литвинова пишет, что на Руси игры с мячом были известны с давних времен. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитых из кожи. Крестьянские дети играли в основном легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами из туго свернутых тряпок. В подмосковном Хотьковском женском монастыре шили мячики из мягких подушечек, внутрь вкладывали горох или камушки, завернутые в бересту, получался мячик-погремушка. Такие мячики послушницы украшали бисером, лентами, тесьмой и др. В северных губерниях мячи плели из лыка; при этом внутри лыковые мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Дети из зажиточных семей играли резиновыми мячами.
М. Ф. Литвинова описывает фигуры, которые выполняли дети, играя в мяч: «свечки», «поднебески», «хватки», «гвозди ковать», «вертушки-перевертушки», «первыши-водокачи», «пришлепы», «галки, вороны, зеваки», «одноручье», «ручки», «через ножки», «в ладоши», «по коленям», «нитки наматывать», «с одеванием». Автор указывает, что эти фигуры назывались по-разному в разных областях России; при этом общим было по возможности троекратное повторение каждой фигуры.
Автор представляет описание фигур следующим образом (табл.1) [4, с. 32].
Таблица 1
Описание фигур, выполняемых в русских народных играх с мячом (М. Ф. Литвинова)
Название фигуры |
Описание фигуры |
Свечка |
Подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его; второй раз бросить выше, в третий раз бросить мяч еще выше. |
Поднебески |
Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли мяч поймать. |
Гвозди ковать |
Отбивать мяч рукой о землю. |
Хватки |
Поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету. |
Вертушки-перевертушки |
Положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать. |
Первыши-водокачи |
Ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены. |
Зайца гонять |
бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены. |
Пришлепы |
Ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать. |
Галки, вороны, зеваки |
Встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены; из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками. |
Одноручье |
Подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить мяч левой рукой и поймать левой |
Ручки |
Опереться левой рукой о стену, правой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать мяч двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать мяч двумя руками. |
Через ножки |
Упереться левой ногой в стену, из-под неё ударить о стену мячом и поймать его двумя руками; то же, но упереться правой ногой. |
В ладоши |
Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч. |
По коленям |
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч. |
Нитки наматывать |
Ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч. |
С одеванием |
Ударить мячом о стену; пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т. д. |
Целесообразно научить дошкольников выполнению этих фигур до начала обучения русским играм с мячом; при этом важно назвать каждую фигуру и указать на народность происхождения этих фигур. Образные названия фигур с мячом позволяют дошкольникам достаточно быстро их запомнить и легко освоить. Для закрепления навыка выполнения фигур с мячом, а также для поддержания интереса детей к подобным играм в можно проводить игры-соревнования «Кто больше покажет народных фигур с мячом».
Русские народные (традиционные) игры с мячом имеют значительный образовательный потенциал.
По мнению М. Ф. Литвиновой, русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении: оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству [4, с. 3].
С нашей точки зрения, русские народные игры с мячом являются, прежде всего, эффективным средством физического развития детей дошкольного возраста. Объединяя работу двигательного, зрительного, слухового, вестибулярного, тактильного анализаторов, эти игры всесторонне воздействуют на организм ребенка, обеспечивая высокую двигательную активность и значительно обогащая детский двигательный опыт: не случайно подвижные игры называют «школой движений».
Русские народные игры с мячом совершенствуют навык метания, включающий умения поймать, бросить, отбить, ударить, удержать мяч, а также умение рассчитать направление и силу броска. Эти игры развивают глазомер и согласованность движений. Во время народных игр с мячом у детей развиваются крупные и мелкие мышцы, увеличивается подвижность суставов. Разнообразные действия с мячом обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, в том числе и на мышцы спины, что благоприятно влияет на формировании правильной осанки. Кроме того, играя в русские народные игры с мячом дети, как правило, бегают, прыгают, ползают, лазают и т. д.; тем самым обеспечивая развитие основных движений.
Во время подвижных игр с мячом ребенок часто действует одновременно двумя руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Русские народные игры с мячом являются важнейшим средство развития у детей дошкольного возраста психофизических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость, скорость. У дошкольников совершенствуется равновесие, пространственно-временные ориентировки и др.
Русские народные игры с мячом в любое время года, как правило, проводятся на воздухе, обеспечивая тем самым закаливающее воздействие на детский организм.
Значительное место народные игры с мячом занимают в системе физического воспитания подрастающего поколения, разработанной П. Ф. Лесгафтом. Автор классифицирует игры с мячом (метанием) на простые (одиночные) и сложные. В простых играх каждый ребенок действует в соответствии с правилами игры, преследует свои цели и отвечает только за свои действия. В группу простых игр с мячом П. Ф. Лесгафт включил игры: «Отбивание мяча», «Мяч с фигурами», «Зеваки», «Перехватки», «Живая цель», «Гонка мяча», «Мяч на ловле», «Стой», «Лунки», «Сторож», «Хозяин и помощник», «Блуждающий мяч». Сложные игры (игры в командах или «партиях») П. Ф. Лесгафт определяет как игры, в которых каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи и действует в соответствии с общими для всех интересами, т. е. эти игры являются коллективными. Сложные игры с мячом ведутся с большой продолжительностью, требуют большого напряжения и постепенно возрастающего внимания. К сложным играм с мячом П. Ф. Лесгафт отнес следующие: «Отбивание мяча», «Подвижная цель», «Перестрелка», «Города», «Лапта со стойкой», «Стан и плен», «Круг», «Города с боем», «Сторожка» (первый вид), «Круглым городом» и др.
Опишем одну из подвижных игр с мячом из педагогического наследия П. Ф. Лесгафта. Игра «Круглым городом» состоит в пятнании мячом участниками одной команды, стоящей вне очерченного круга, участников другой команды, стоящей внутри этого круга. Промахнувшийся или запятнанный переходит в команду, из которой его запятнали. Цель игры — привлечь в свою команду всех членов другой команды. Играющие делятся на две равные команды, очерчивают большой круг. Команда внутри круга называется партией круга, команда вне круга называется партией поля. Игроки поля берут мяч, держа его за спиной (чтобы соперники не догадались, у кого мяч), занимают удобную позицию и стараются запятнать игрока партии круга. Запятнанный может отыграться, если успеет поднять мяч, пока он не выкатился из круга и перепятнать запятнавшего [3].
Образовательный потенциал русских народных подвижных игр с мячом не ограничивается их влиянием только на физическое развитие детей дошкольного возраста.
Подобные игры формируют детский интеллектуальный потенциал через активизацию мыслительной деятельности ребенка, т. к. в ходе подвижных игр важно быстро проанализировать сложившуюся ситуацию, проявить наблюдательность и сообразительность, предугадать возможные действия противника, сопоставить, обобщить, принять решение, соответствующее определенной игровой обстановке; оценить результаты своих игровых действий, действий членов команды, результаты действий соперников; внести определенные корректировки в процесс игры и т. д.
Реакция на постоянно меняющиеся условия народных игр с мячом положительно воздействует на формирование у детей дошкольного возраста таких качеств мышления как самостоятельность, гибкость, оперативность.
Традиционно русские народные игры с мячом носят коллективный характер. Это обстоятельство благоприятно влияет на формирование положительных нравственно-волевых черт детей, таких как инициативность, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность, настойчивость в достижении игрового результата и преодолении трудностей; честность, правдивость. Народные игры с мячом развивают в детях дошкольного возраста чувство товарищества, ответственности за своих действия, умение сопереживать неудачам и радоваться игровым успехам сверстников, причем, как членов своей команды, так и соперников. Дети учатся подчинять свои интересы интересам команды. Игры с мячом соревновательного характера стимулируют проявление детьми целеустремленности, упорства в достижении цели, неагрессивного соперничества.
В народных играх с мячом чередуются положительные и отрицательные эмоции, что позволяет ребенку учиться управлять своим эмоциональным состоянием.
Помимо прочего, русские народные игры с мячом выполняют важнейшую социализирующую функцию, отражая специфику и особенности русской национальной культуры, знакомя детей с духовными ценностями, обычаями, традициями русского народа. Это благотворно влияет на воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине, на формирование начал патриотизма и гражданственности.
Приобщение дошкольников к русским народным культурным традициям осуществляется через осознание детьми роли народных игр в жизни людей. В процессе традиционных игр расширяются, уточняются и конкретизируются знания и представления дошкольников об особенностях народной культуры, жизни, быта людей, а также об обычаях, связанных с проведением той или иной народной подвижной игры с мячом. Например, перед проведением игры «Защищай город» детям рассказывается о том, как в старину воны и жители защищали свои города-крепости от врагов. Информация о русских народных праздниках (календарных, обрядовых, христианских) сопровождается проведением игр: «Бабки» в Троицу, «Лапта» в Благовещенье, «Салки с мячом», «Зимние лунки», «Пытка» в Масленицу, «В яички» (вариант народной игры с мячом, приспособленный к пасхальным праздникам) в Пасху и др.
Приобщению к народной культуре способствует также народная игровая терминология, включающая старинные названия народных игр с мячом, приговорки, дразнилки, а также устаревшую лексику: термины, обозначающие пространство; предметные термины; персонажные термины; локативные термины; акциональные термины; метафорические названия действий и др. Подобные анализ народной игровой терминологии представлен в работах М. А. Большовой (Ключевой) [1; 2].
Заклички (детские стихотворно-песенные обращения к силам природы), считалки, потешки, произносимые в начале и в ходе народных игр с мячом, воспитывают у детей дошкольного возраста интерес к малым жанрам фольклора, являющимся одной из форм устного народного творчества.
Русские народные игры с мячом могут стать основным содержанием тематических дней и недель, проводимых в дошкольной образовательной организации. Заинтересуют детей дошкольного возраста тематические развлечения «Как на Руси играли с мячом», «Как играли дети в старину», «Забавы крестьянских детей», «Играем в лапту», «Веселые мячи» и др. Кроме того, русские народные игры с мячом целесообразно включать в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность взрослого с детьми в ходе прогулок, экскурсий, досуговых мероприятий, а также в различные фольклорные и музыкально-литературные праздники, проводимые в детском саду.
Представим перечень русских народных игр с мячом из сборника М. Ф. Литвиновой, которые можно использовать в совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста: «Подстенка», «Шлепанки», «Шарильщик», «Свечи ставить», «Стойки», «Перебрасывание мяча», «Выбей мяч из круга», «Старые лапти», «Зевака», «Мяч в лунке», «Лунки», «Летучий мяч», «Мяч с топотом», «Гонка мячей». «Круг», «Охотник», «Зевака», «Русская лапта», «Круговая лапта», «Один в лапту», «Перебежки», «Сторож», «Застука», «Зайчик», «Самые ловкие», «Выбей шар», «Пирамидка», «Встреча», «Ямки», «Мяч в стену» [4].
Освоив русские народные игры с мячом в совместной с взрослым деятельности, дошкольники перенесут эти игры в собственную свободную деятельность, научатся самостоятельно их организовывать, вовлекая в совместную деятельность сверстников.
Литература:
1. Большова (Ключева), М. А. Народные подвижные детские игры: к проблеме изучения народной терминологии / М. А. Большова. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bolshakova1.htm.
2. Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры: опыт типологии: Автореферат дис… канд. искусствоведения. 17.00.09 / М. А. Ключева. — СПб., 2008. — 28 с.
3. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t1_rukovodstvo_
4. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. — М.: 1986. — [Электронный ресурс]. — URL: http://sheba.spb.ru/shkola/rus-igry-1986.htm
5. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина.– М.: Сфера, 2009. — 69 с.
6. Овчинникова, Т. С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие / Т. С. Овчинникова, О. В. Черная, Л. Б. Баряева. — СПб: КАРО, 2010–248с.