Пути формирования образа семьи у старших дошкольников
Авторы: Сергеева Регина Николаевна, Головенко Венера Экрамовна, Гильманова Людмила Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.07.2015
Статья просмотрена: 2067 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, Р. Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р. Н. Сергеева, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/ (дата обращения: 16.11.2024).
Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Л. В. Коломийченко пишет, что семья — это сложная система отношений, объединяющая не только супругов, но и их детей и других родственников [1, с. 128]. В словаре С. И. Ожегова это, же понятие трактуется, как группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми); единство объединение людей, сплоченных общими интересами [3, с. 631].
По определению отечественного социолога А. Г. Харчева [6, с. 21] семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Т. А. Куликова считает, что семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой, обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, с. 232].
Здоровая полноценная семья немыслима без материнства и отцовства. В наши дни эти понятия занимают незначительное место в иерархии ценностей молодого поколения. Формирование образа семьи рассматривалось в трудах многих педагогов (A. B. Мудрик, P. C. Буре, Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Обухова, Л. В. Коломийченко, Н И Демидова).
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится, что необходимо формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых [5, с. 4]. Это так же является одним из целевых ориентиров, отраженным в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой [4, с. 147]. Что подчеркивает необходимость формирования образа семьи начиная с дошкольного возраста.
Л. В. Коломийченко, в свою очередь, выделяет принципы построения образовательного процесса по семейному воспитанию дошкольников:
- гарантированность, обеспечиваемая государством;
- гуманистическая направленность, предполагающая уважение к личности ребенка и развитие его индивидуальности;
- системность, целостность в развитии ребенка в процессе дошкольного воспитания;
- учет индивидуальных возможностей;
- обратная связь посредством оценки эффективности образовательного процесса;
- сотрудничество с семьей.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Основная функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева — репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения — в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личном плане. Наряду с ней семья реализует ряд других важных социальных функций, рисунок 1.
Рис. 1 Функции семьи А. Г. Харчев
- воспитательная функция заключатся в передачи накопленного опыта подрастающему поколению;
- хозяйственно-бытовая функция, т. е. удовлетворение хозяйственных потребностей (покупка продуктов и приготовление пищи, уход за детьми и престарелыми родственниками, содержание одежды в порядке, уборка и ремонт жилища и др.);
- экономическая функция определена степенью материального достатка в семье;
- досуговая функция, т. е. проведение свободного времени с учетом интересов семьи;
- сфера первичного социального контроля, т. е. проявление ответственности за поведение всех членов семьи;
- функция духовного общения, т. е. обогащение каждого члена семьи духовными ценностями;
- социально-статусная, т. е. предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- эмоциональная функция, т. е.получение от членов семьи психологической защиты, эмоциональной поддержки.
Основываясь на данных функциях необходимо выстраивать работу с дошкольниками по формированию образа семьи. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.
Согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой предполагается формировать у детей интерес к своей семье, ее истории, родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы, рисунок 2.
Рис. 2. Этапы формирования у дошкольников образа семьи
Среди детей старшего дошкольного возраста МАДОУ № 99 «Дулкын» города Набережные Челны провели опрос, с целью выяснения сформированности знаний об образе семьи. Дошкольникам задавались следующие вопросы:
- «Что означает слово семья?»
- «Кто такие родственники? Дальние? Ближайшие?»
- «Что такое родословная?»
- «Что такое генеалогическое дерево?».
Ответы детей показали, что — смысловое значение слова «семья» многим детям непонятно, как правило, дети лишь ограничиваются перечислением членов семьи. Наибольшую трудность у детей старшего дошкольного возраста вызвало объяснение значения слова «родственники», «родословная». В большинстве случаев детей сказали, что слова знают, но не могут объяснить, что они обозначают. А так же детям было не знакомо понятие «генеалогическое дерево».
Для формирования образа семьи у старших дошкольников была положена концепция «Семейные ценности в воспитании детей от 3-х лет» Л. В. Коломийченко. Работа с дошкольниками включала в себя, несколько разделов, в каждом разделе ставились свои конкретные задачи, таблица 1.
Таблица 1
Формирование образа семьи старших дошкольников
Раздел |
Задачи |
Знания о семье |
- изучение состава семьи (всех родственников); - выделение многоролевого поведения каждого члена семьи (мужчина — папа, дедушка, сын, брат; женщина — мама, бабушка, дочь, сестра); - определение взаимоотношений детей в семье: играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг друга, заботятся друг о друге; - выделение типов семей: многодетная, однодетная, полная, неполная; - моя будущая семья: счастливая, дружная, любящая, здоровая; - знакомство со знаменитыми семьями России. |
Знания о самом себе |
- знание имени, фамилии, отчества, возраст; - любимые игры в «Семью» и роли в них (папа/мама, сын/дочь, старший(ая) или младший(ая) брат/сестра, дядя/тетя); - будущие семейные роли — папа/мам, дядя/тетя. |
Знания о папе и маме |
- мама и папа — члены семьи; - мама — заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, милосердная, честная, честная, вежливая, ответственная, альтруистичная, уделяющая детям много времени; - папа — сильный, мужественный, трудолюбивый, уверенный, заботливый, честный, серьезный, успешный, обеспечивает материальное благополучие семьи, властный, строгий, независимый, уважающий, любящий, добрый, счастливый, справедливый; - идеальный родитель: уверенный в себе, может быть хорошим организатором, ничего не боится, может постоять за семью, расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, гибкий в решение проблем. |
Об особенностях мамы и папы, девочки и мальчика |
- мама — женщина, папа — мужчина, ребенок — мальчик или девочка; - различия по внешнему виду; - различия по видам деятельности (мужчины как отца, женщины как матери): спорт, труд, отдых; - качества мужчин и женщин. |
Работа по формированию образа семьи дошкольников была бы не эффективной без участия родителей. В дошкольном учреждении активно велась проектная деятельность на тему: «Моя семья». Родители и дети представляли особенности своей семьи, традиции, хобби, увлечения, демонстрировали семейный герб. Была организована выставка рисунков детей на тему: «Что я понимаю под словом семья», данные работы сопровождались эссе родителей. Проведенные мероприятия получили множество положительных эмоций, как со стороны детей и родителей, так и со стороны педагогического коллектива.
Таким образом, формирование понятия образа семьи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и основы семейных ценностей. Дошкольный возраст сопровождается расширением представлений детей о себе, как о части общества, что способствует формированию активной жизненной позиции.
Литература:
1. Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет / Л. В. Коломийченко Л. В., О. А. Воронова. — М.: ТЦ Сфера, 2013, — 128 с.
2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Докт. Филолог. Наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1983. — 816 с.
4. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. № 2. С. 4–18
6. Харчев, А. Л. Современная семья и ее проблемы / А. Л. Харчев, М. С. Мацковский. М., 1997.