Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека
Автор: Аникина Алевтина Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.08.2015
Статья просмотрена: 426 раз
Библиографическое описание:
Аникина, А. П. Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8618/ (дата обращения: 15.11.2024).
На протяжении всего дошкольного детства мы формируем личность ребенка, обучаем и воспитываем его, помогаем войти в окружающий мир, открыть его для себя и занять в нем свое место. Цель пребывания ребенка в детском саду — всестороннее развитие личности, необходимо научить ребенка видеть и переживать краски и оттенки всего, что его окружает, и только тогда он сможет комфортно ощущать себя в окружающем мире. Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, развить творчество.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, изобразительная деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Изучая в своей работе особенности и педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунке детей старшего дошкольного возраста, мы, таким образом, мы исследуем особенности не только техники рисования, но и эмоциональной сферы детей. Выбранная тема является одним из средств эстетического воспитания, которое мы осуществляем через такую деятельность, как рисование, где дети используют различные материалы: краски, акварель и гуашь, карандаши и пастель, при этом могут эти материалы комбинировать в своем рисунке.
Существующие в настоящее время немногочисленные теоретико-экспериментальные исследования, посвященные эмоционально эстетическому воспитанию дошкольников, не учитывают особенности формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста. Отсутствуют конкретные рекомендации для воспитателей, раскрывающие содержание, формы и средства педагогического воздействия, направленного на распознавание детьми эмоций и обучение их технике рисования человека с передачей его характерных эмоциональных черт и душевного состояния, что позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к решению указанной проблемы и определяет ее актуальность.
Восприятие образа человека для ребенка намного сложнее, потому что этот образ окрашен эмоционально, он передает отношение ребенка к этому персонажу, которое можно выразить при помощи цвета, мимики, позы, частей тела, динамики и т. д. Важно то, что ребенок не просто воспринимает персонажа таким, каков он есть, а наделяет его собственным эмоциональным отношением в данному образу человека. Эстетика, в данном случае, позволяет раскрыть чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.
В педагогике присутствует противоречие между потребностями педагогического процесса эмоционально эстетического воспитания дошкольников, направленного на распознавание эмоций, а так же отражение эмоционально-выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью методического и дидактического обеспечения, необходимого и достаточного для отображения эмоционального состояния человека в детских рисунках.
Эстетически воспитывая ребенка, мы приобщаем его к миру искусства — в нашем случае знакомство с художниками — портретистами, скульптурами человека, с иллюстрациями сказок, где изображены главные герои — люди. А в этом мире обязательно присутствует эстетическая оценка, связанная с эмоциями и чувствами детей, чтобы они смогли нарисовать или вылепить необходимо разнообразие своих впечатлений, отразить собственное отношение к данному персонажу.
Рисование — это не только доступная ребенку деятельность, но и возможность проявить себя творчески, выразить свое эмоциональное отношение, как можно точнее, технически передать свои знания об окружающем, а конкретнее в выразительных образах человека.
У ребенка важно также выработать и эстетическую оценку, способность эстетически оценивать все предметы и явления окружающей действительности, т. к. этой оценке подлежат все предметы, доступные восприятию или воссоздаваемые изображения и вызывающие у человека специфическую эмоциональную реакцию — эстетическое чувство.
Поэтому следует опираться на особенности эмоциональной сферы детей, т. е. развивать их эмоционально — эстетическую чувствительность к специфическим воздействиям различных видов искусства, чтобы всякое эстетическое отношение проявлялось в деятельности, в нашем случае изобразительная деятельность, а конкретно — рисование, где результатом является детский рисунок человека.
Развитие эмоциональной сферы, формирование ручной умелости, обучение технике рисования, воспитание чувственной оценки восприятия — все это необходимые для формирования выразительного образа человека условия. Эти условия можно создать или организовать в продуктивной деятельности дошкольника — в рисовании.
Чтобы успешней научить детей рисованию, умению выразительно изображать рисунок, в данном случае портрет человека, педагогу необходимо правильно руководить творческим процессом ребенка на занятиях изобразительной деятельности:
1) обучать технике рисования — развивать способность к специальным движениям с карандашом и кистью;
2) в полной мере дать возможность детям прочувствовать изображаемый образ, передать субъективное отношение ребенка к персонажу;
3) в обучении ребенка в создании изображения человека очень важно педагогу опираться на эмоциональную сферу детей, т. е. развивать их эмоциональную чувственность.
Эти качества развиваются у него в процессе жизни. Так же этот процесс можно проследить и, в рисунке ребенка для того, чтобы образ в рисунке не получился безликим, а живым, чтобы ребенок мог хорошо изобразить отличие между хорошим и плохим героем его портрета, важно воздействовать педагогу на эмоции ребенка, развивать эмоциональную чувствительность.
Поэтому эстетика, эстетическое восприятие и детское изотворчество является примером тому, что уже ребенок-дошкольник не просто учится, а способен создавать общественно значимы художественные ценности!
Воспитывая эмоции ребенка, мы закладываем основу развития чувств. Чувства представляют собой устойчивые эмоциональные отношения к другим людям и явлениям действительности.
В отечественной психологии существует деятельностный подход в понимании эмоций, на первый план ставятся отношения эмоциональных явлений и деятельности. Как отмечают Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, «эмоции являются необходимым условием для деятельности, зависят от нее, определяются особенностями ее протекания. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоционального процесса зависит от структуры деятельности, эмоциональное переживание вызывает сам процесс деятельности» [7].
Ручная умелость [по Т. С. Комарова] объединяет технику рисования, обучение детей формообразующим движениям и сенсомоторные движения ручная умелость обеспечивает качественность и выразительность образов создаваемых детьми и является условием развития художественно-творческих способностей и творчества [5].
Тщательность прорисовки являются средством для выражения отношения к изображаемому. Ребенок, в своих рисунках создавая выразительный образ человека развивает свое воображение, фантазию, изображает свою модель окружающего мира, высказывает художественным языком свои впечатления и эмоциональное отношение, используя выразительные средства рисования, предварительно заполнив свой опыт багажом определенных знаний, умений, навыков.
Художественный образ создается на плоскости с помощью различных карандашей, красок, пастели, сангины, угля и т. д. Различают следующие виды рисования: предметное (создание отдельного предмета), сюжетное (передачи сюжета на тему литературного произведения, детской жизни), декоративное (изображение узоров и орнаментов). Именно в рисунках ребенок отображает все то, что знает и чувствует. Мы предполагаем, что рисование как продуктивный вид деятельности дает благоприятную почву для формирования выразительного образа человека, благодаря формированию эмоций, ручной умелости и обучению технике рисования, как базы, необходимой для воспитания эстетически чувственной оценки у ребенка — дошкольника.
Выводы: Чтобы сформировать способность, умение выразительно изображать портрет человека, педагогу необходимо руководить творческой деятельностью ребенка при рисовании:
- обучать технике рисования — развивать способность к специальным движениям с карандашом и кистью;
- формировать эмоциональное чувственное восприятие явлений, а так же образование отчетливых ясных представлений, все это составляет полноту сенсорной основы рисования;
- при обучении ребенка созданию изображения человека педагогу важно развивать их эмоциональную чувственность детей.
Литература:
1. Антонова Т. В., Зацепина М. Б., Антонова А. В. и др. Этическое и эстетическое воспитание: методические рекомендации / Под ред Т. С. Комаровой, О. К. Крамаренко.- М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1990.
3. Антонова А. В. Эстетическое воспитание и образование в истории философии и педагогики./ Сб. «Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей».- Ч.1.- 2009.
4. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. — М.: Мозаика- Синтез, 2008.
5. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников.
6. М.: Педагогическое общество России, 2005
7. Лилов А. Природа художественного творчества.- М., 1981.