Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной деятельности
Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Турусова Наталья Георгиевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2015
Статья просмотрена: 1971 раз
Библиографическое описание:
Жигулина, О. В. Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной деятельности / О. В. Жигулина, Н. Г. Турусова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8637/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена проблеме развитию внимания у школьников во внеурочной деятельности. Рассмотрены понятие внеурочной деятельности школьников, формы развития внимания школьников в внеурочной деятельности.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в последние годы в связи со сменой ценностных ориентиров в образовании особую значимость получила проблема воспитания творческой, социально адаптированной личности, готовой к продуктивной созидательной деятельности в новых социально-экономических условиях. Данный социальный заказ усиливает внимание к решению задач развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте — наиболее благоприятном для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность.
В связи с этим актуальным становится определение условий, содержания и методов работы по развитию внимания школьников.
Для обеспечения успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие таких компонентов внимания, как концентрация, устойчивость и распределение внимания. От уровня развития произвольного внимания зависит также развитие и формирование других когнитивных процессов: памяти, мышления и различных интеллектуальных способностей. Как бы ни был хорошо оснащен урок наглядными пособиями, как бы ни был он прекрасен по своему содержанию, учитель не достигнет своей цели — усвоения школьниками учебного материала — если он не сможет обеспечить устойчивого внимания учащихся [2].
Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, в том числе вниманием и определяется единством внешних и внутренних условий и в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение. Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления внимания. В процессе развития мыслительных процессов происходит качественная перестройка внимания.
Внеурочная деятельность в начальной школе — это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активность, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту — это их задача.
Задачей внеучебной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей. Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе — это ключевой этап в становлении характера и манеры поведения маленького человека. Именно поэтому деятельность учителя начальных классов является настолько важной и значительный в данный период, сложный для многих детей.
Особый интерес для нас представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так многое изучает на уроках в школе, и иногда объем информации для него является даже слишком большим? Однако следует обязательно помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, и ни в коем случае деятельность в свободное время ребенка не должна этого времени впустую тратить. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность в начальной школе как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпрепровождением [1].
Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. Таким путем у ребенка развивается логическое мышление, ребенок учится выполнять работу методично и последовательно, и, в конце концов, это познакомит его с формой лабораторной работы, с которой приходится часто сталкиваться на уроках в средней школе.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности [3].
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.
Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других приемов диагностики внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении внимания школьников (например, на протяжении одной учебной четверти или учебного года). Кроме того, сами эти приемы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.
Самой распространенной формой развития внимания является игровая деятельность.
Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев.
Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.
Игра «Муха».
Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).
Игра проводится в течение 5–10 мин, 2–3 раза в неделю, в течение 1–2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.
Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.
Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»
Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.
Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все».
Раскладываются в ряд 7–10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8–10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
Игра «Ищи безостановочно».
В течение 10–15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10–15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
«Каждой руке — свое дело».
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров. Игра может быть предложена на уроке математики.
Таким образом, развивать внимание школьников крайне необходимо. В рамках стандартов нового поколения это возможно и в процессе внеурочной деятельности.
Литература:
1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М.: Просвещение, 2009. — 335с.
2. Бывальцева, М. В. Востребованность художественных навыков и способностей младших школьников в подготовке к праздникам / М. В. Бывальцева // Начальная школа — 2009. — № 11. с. 45–50.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
Похожие статьи
Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетическог...
Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО
Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изуче...
Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий
Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе
В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности
Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...
Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.
Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду
В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.
Похожие статьи
Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетическог...
Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО
Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изуче...
Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий
Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе
В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности
Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...
Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.
Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду
В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.