Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта
Авторы: Голубова Светлана Владимировна, Емельянова Любовь Федоровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.08.2015
Статья просмотрена: 1108 раз
Библиографическое описание:
Голубова, С. В. Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта / С. В. Голубова, Л. Ф. Емельянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8639/ (дата обращения: 19.12.2024).
Половая принадлежность ребенка — одна из основных характеристик его личности. Вопрос учета и формирования роли является наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным — с другой. Физическое воспитание мальчиков и девочек во время непосредственно образовательной деятельности по физической культуре практически не имеет различий: те же упражнения, те же нагрузки, те же методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Современное требование индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.
Уровень развития физических навыков для ряда основных двигательных умений у детей в зависимости от пола имеют существенные различия. Исследование подтверждает наличием существенных различий в развитии метания на дальность предмета. Прирост показателей у девочек с 6–7 лет составил 2,5 %, в то время как у мальчиков 17 %. Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они часто самостоятельно выполняют их.
Наблюдения так же показали, что уже в пятилетнем возрасте наблюдаются значительные различия между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Таким образом, обучение без учета гендерного аспекта не может дать положительных результатов в ряже показателей двигательных навыков у детей.
Учет половых особенностей в процессе непосредственно образовательной деятельности, ведется по таким критериям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методики обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, требования к качеству выполнения заданий, диагностика физического состояния.
Подбор упражнений ведется в зависимости от способа организации совместной деятельности детей и педагога:
- Одно их трех занятий в неделю проводится для мальчиков и для девочек по отдельности. На этих занятиях организуются те виды деятельности, которые интересны данной группе детей (например, с мальчиками отрабатывается техника ведения мяча, техника выполнения броска в баскетбольное кольцо; с девочками — упражнения с лентами, скакалками, хождение по гимнастической скамье)
- все занятие проводятся совместно, но часть занятия для девочек и мальчиков имеют отличия. В свою очередь этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности.
- в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия, они делятся на группы в зависимости от пола ребенка, и каждая группа выполняет свое задание:
- на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но педагог предлагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например, в общеразвивающих упражнениях — исходное положение; в полосе препятствий — условия преодоления препятствий; мальчики — перелазают, девочки — подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движения; в упражнениях на развитии силы мышц — дозировка. При проведении этого варианта занятий, чтобы не снижать моторную плотность, использует карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек (карточки- задания)
Следующее на что обращается внимание при организации двигательной деятельности — это нормирование физической нагрузки для девочек и мальчиков. В первую очередь это индивидуальные особенности детей: состояние здоровья, физическая подготовка. Так, в группе всегда можно выделить несколько мальчиков с низким уровнем физической подготовленности, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагает формирование у детей установки: мужчина должен быть сильным, чтобы защитить слабого, уметь брать на себя ответственность. Поэтому двигательная деятельность детей организуются так, чтобы постоянно акцентировать внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, но так же следит за тем, чтобы не нанести вред их здоровью. Этого можно добиться, используя различные варианты заданий. Например, упражнения «поднятие туловища вверх из положения- лежа», значительно усложняется, если ребенок не помогает себе руками, а держит их за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, — 10 раз. А потом, не привлекая внимания детей, предлагает физически не подготовленным мальчикам выполнить это упражнение с махом рук, а девочкам, для которых это не сложно, в положении «руки за головой».
Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции детского организма на физическую нагрузку. Упражнения, требующие проявления силы, следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников, особенно девочек.
В процессе обучения сложным двигательным действиям педагог может использовать различные «технологические схемы» овладения данными видами движения для мальчиков и девочек: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования. Все это, в первую очередь связано с тем, что существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают различные трудности и требуют большего времени для овладения (например, метание в дальность и цель).
Для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, поэтому чаще следует планировать организованную образовательную деятельность по физической культуре на улице.
Во время проведения организованной образовательной деятельности по физической культуре, так же следует обращать внимание и на эмоциональное состояние детей. Ведь девочки реагируют эмоционально на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики же реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.
Мальчики больше подвержены стрессу. У них сложнее происходит адаптация к новой ситуации, а физические упражнения служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.
Следует, уделяет внимание двигательным предпочтениям детей, а они предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Поэтому педагог может предложить мальчикам спортивные игры. При предоставлении свободы выбора мальчики берут мяч и пытаются играть в футбол. Если же мяч попал в руки девочкам, они чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Требования к качеству выполнения заданий и результатам их выполнения по отношению к мальчикам и девочкам должны быть разумными. И поэтому в процессе игр и других видах двигательной деятельности следует обратить внимание в первую очередь на то, что бы мальчики выполняли задание четко, ритмично, затрачивая при этом максимум силы, а девочки — пластично, выразительно, грациозно. Требования к результатам также различны. Например, в прыжках со скакалкой хорошим результатом для мальчиков можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные варианты прыжков. При организации ряда упражнений (например, метание в цель) педагог предусматривает различные условия их выполнения для мальчиков и девочек.
В игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения. Девочек же в выборе больше интересует отношения с партнерами. Организуя детей на работу в группе либо в паре делается акцент на то, чтобы каждому ребенку было комфортно работать друг с другом. Мускулинным девочкам куда комфортнее в обществе мальчиков, а феминные мальчики предпочитают общество девочек и часто избегают контакта со сверстниками своего пола, а так же мускулистыми девочками. В таких ситуациях педагог формирует пары так, чтобы с феминным мальчиком была андрогинная девочка. Таким образом, избежав дискомфортных ситуаций, можно способствовать большей продуктивной деятельности данной пары их гармоничному физическому и психическому развитию.
Содержательная сторона двигательной активности так же имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, поэтому организуя игры, подбирая атрибуты, педагог должен это учитывает. Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно, лучше удается и в чем ярко проявляются его особенности, связанные с полом.
Литература:
1. Доронова, Т. Н. Мальчики и девочки 3–4 лет в семье и детском саду./Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2009.
2. Доронова, Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2009. — № 3-с.3–6
3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 1998.-184 с.
4. Нагель, О.П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.11–16
5. Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.17–21