Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования
Авторы: Канаева Татьяна Николаевна, Ванюшина Елена Евгеньевна, Терентьева Татьяна Евгеньевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 05.08.2015
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Канаева, Т. Н. Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования / Т. Н. Канаева, Е. Е. Ванюшина, Т. Е. Терентьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8648/ (дата обращения: 15.11.2024).
Подготовка специалиста, способного работать в современном образовательном пространстве и востребованного рынком труда, — ключевая задача системы среднего профессионального образования. Наличие профессиональных модулей в ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах [2] позволяет объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. [1] Всё это оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует повышению качество профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.
В этом учебном году сделан первый выпуск специалистов по ФГОС СПО, что позволяет подвести некоторые итоги.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности, в состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов [2]. Разработка программно-методического обеспечения в рамках реализации стандарта связана с рядом трудностей: отсутствием примерных программ и четких требований по их разработке, невозможностью конструктивного диалога между образовательными организациями, т. к. все «варились в собственном соку». Конечно, знаниевая парадигма и практический опыт определены стандартом, однако содержание может быть различным, Это зависит от уровня методической подготовки преподавателя и уровня готовности студентов к овладению программным материалом.
Обучающийся в ходе освоения ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования [2] должен иметь практический опыт анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы; проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учётом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; составления педагогической характеристики обучающегося; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации. Теоретические занятия сочетаются с практическими, на которых студенты знакомятся с разнообразными видами документального сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных организаций — баз практики. Практические занятия в рамках МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах включали экспертный анализ структуры ФГОС НОО, примерных программ НОО, структурно-содержательный анализ пакета программно-методических материалов начального общего образования в рамках УМК, реализуемого образовательными организациями — базами практической подготовки специалистов, проведение диагностических занятий по готовности младших школьников к учебной деятельности, разработку фрагментов уроков по рабочему заданию, составление технологической карты урока с учетом рабочей программы образовательной организации и др. В подготовке и проведении таких практических занятий важная роль отводится учителям-практикам, которые имеют опыт работы и индивидуальное видение в построении учебно-воспитательного процесса.
- Особое внимание уделялось организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. На сайте колледжа еще до начала изучения МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах были размещены методические рекомендации, содержащие не только перечень работ и необходимые источники информации, но примерные варианты выполнения работ. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов направлена на выработку умений составить аннотированный указатель литературы по теме, изучить отечественный и зарубежный опыт организации дошкольного образования, работу с одаренными детьми, использование дидактических материалов М. Монтессори, подготовку презентацию исследований «История моей школы» (путешествие по педагогической карте города и области). Психологи образовательных организаций города и области помогали студентам отбирать необходимый валидный диагностический материал по изучению психических познавательных процессов младших школьников и др. Все это помогло формированию специальных психолого-педагогических умений специалистов, их готовности к работе в образовательных организациях города и области.
Перед началом практики пробных уроков традиционными стали семинары-практикумы, на которых студенты знакомятся с обучающимися начальных классов, с профессиональным почерком учителей образовательных организаций. Только в текущем учебном году студенты приняли активное участие в семинарах-практикумах на базе городских и сельских образовательных организаций области:
- практические аспекты реализации системно-деятельностного подхода на уроках по УМК «Начальная школа XXI века» (МБОУ г. Астрахани «СОШ№ 8»);
- теория и практика метапредметного урока в условиях реализации ФГОС НОО (МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»);
- обеспечение современного качества начального и общего образования: внедрение системы критериального формирующего оценивания как одно из требований ФГОС общего образования (МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»);
- презентации проекта «Тактильная книга — незрячим детям» на базе ГБУ культуры Астраханской области «Библиотека-центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению»;
- современные подходы к конструированию урока в условиях реализации ФГОС (МБОУ «Карагалинская сош»);
- обеспечение планируемых результатов ООП НОО и ООО школы (МБОУ «Оранжерейнинская сош»);
- конструирование учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО (МБОУ г. Астрахани «СОШ № 45»).
Активное участие студентов в работе семинаров-практикумов требует особой теоретической и практической подготовки, которая организуется не только при изучении междисциплинарных курсов в рамках модуля, но и в процессе работы в научном студенческом обществе «Эврика». Педагогическая секция «Эврики» организует исследовательскую деятельность студентов уже более двадцати лет. Ежегодно на базе «Эврики» проводится конкурс исследовательских работ «Живая, как сама жизнь, педагогика…». Студенты выбирают рабочее задание с учетом уровня готовности и интересов к педагогической науке и разрабатывают исследование под руководством методиста. В текущем учебном году на подведении итогов конкурса атмосферу праздника поддержали выпускники «Эврики» прошлых лет: Байбатырова Наиля, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики АГУ; Белицкая Марина, зам. директора по УВР МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 12»; Богданова Юлия, учитель английского языка МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 40»; Борисова Елена, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии АГУ; Иванова Ирина, зав. отделом опеки и попечительства Ленинского района г. Астрахани; Потемкина Елена, обладатель гранта Президента РФ «Лучшие учителя России», учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 29»; Ратьева Елена, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 8»; Сафронова Ольга, кандидат педагогических наук, зам. начальника отдела общего образования Управления по образованию и науке г. Астрахани; Сычева Елена, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 8». Все присутствующие поделились своими впечатлениями о представленных исследованиях и выразили уверенность в том, что новые поколения «эвриканцев» преумножат традиции и пополнят армию исследователей.
Изучение МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах завершилось экзаменом, который предусматривал глубокое и полное раскрытие теоретических основ обучения в начальной школе, умение студентов свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоение основной литературы и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной программой МДК, усвоение взаимосвязи основных понятий МДК в их значении для приобретаемой специальности, проявление творческих способностей в понимании, изложении и использовании программного материала.
Комплект оценочных средств включал один теоретический вопрос и несколько практических заданий. Например:
- заполните странички школьного журнала, используя календарно-тематическое планирование. Покажите, как оформляются записи контрольных работ, экскурсий;
- используя технологическую карту урока, определите, на каких этапах уроках необходима, на Ваш взгляд, рефлексия;
- используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование регулятивных учебных действий;
- используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование коммуникативных учебных действий;
- используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование личностных учебных действий;
- используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование познавательных учебных действий;
- используя технологическую карту урока и известный Вам алгоритм построения технологической карты, опишите блок целеполагания, блок инструментальный и блок организационно-деятельностный (этап, цели, реализация через деятельность учащихся).
Таким образом построенные оценочные средства позволили оценить опыт студентов в конструировании содержания урока на этапе непосредственной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС; результативность отбора различных средств, методов и форм организации учебной деятельности на уроках с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; результативность отбора технических средств обучения в образовательном процессе; правильность корректировки и совершенствования педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС и др.
Итоговая государственная аттестация показала готовность специалистов к реализации задач, определенных ФГОС НОО.
Литература:
1. Воробьева О. В. Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде. http://www.bestreferat.ru/referat-413633.html
2. Приказ Минобрнауки РФ от 05.11.2009 г. № 535 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 — «Преподавание в начальных классах» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96809/.