Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО
Автор: Гебекова Аджабике Набиевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 12.08.2015
Статья просмотрена: 2996 раз
Библиографическое описание:
Гебекова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО / А. Н. Гебекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8608/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор делает упор на проблему сохранения здоровья младших школьников, так как от этого зависит успешность в обучении. Предлагает применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности, определила задачи, которые должен реализовать учитель на своих уроках.
Ключевые слова: метод, здоровье, здоровьесберегающие технологии, приоритетные направления.
Здоровье человека-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие [1]
Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации этой задачи является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.
Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка младших школьников к самостоятельной жизни.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, спослобен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;
- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе.
Термин здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения [4].
Как утверждал В. А. Сухомлинский, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
Концепция модернизации образования, как мы считаем, предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одним из них-здоровье подрастающего поколения [5]. Это является одним из важных показателей благополучия общества и государства. Проведенные исследования показывают, что 25 % детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину). Фундамент здоровья закладывается в детстве, и эта забота не только медиков, но и учителей. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:
- на 50 % — от образа жизни;
- на 25 % — от состояния окружающей среды;
- на 15 % — от наследственной программы;
- на 10 % — от возможностей медицины.
Основной задачей школы считается — дать необходимое образование, не менее важной задачей по нашему убеждению является — сохранение здоровья детей в процессе обучения. Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе учителя начальных классов должны придерживаться здоровье сберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого учителю необходимо реализовать в своей практической деятельности следующие задачи:
- организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский [2], крайне необходимое условие сдоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы-развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Это, как мы предполагаем, можно достичь путем использования:
- игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;
- занимательных упражнений на уроках;
- творческого характера домашних заданий и дифференциации домашнего задавания.
Все это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому учителю необходимо во время урока чередовать различные виды учебной деятельности:
- чтение;
- письмо;
- слушание;
- рассказ;
- рассматривание наглядных пособий;
- ответы на вопросы и. т.д.
За урок учителю необходимо включить от 4 до 7 видов учебной деятельности. Использование на уроках различных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся являются:
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор способа действия);
- активные методы обучения (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Это методы снимают утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках следующие физкультурные минутки:
- упражнения по формированию осанки;
- упражнения для ног
- расслабление кисти рук;
- массаж пальцев рук;
- дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
- предупреждение утомление глаз и. т.д.
Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Таким образом, в ходе работы над этой проблемой мы пришли к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей — социальная, и решать её необходимо на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений [3].
Медико-гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.
Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.
И, наконец, психолого-педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого-педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья. Общая система здоровье сберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства
Литература:
1. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья под ред. Г. С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.
3. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. — М., Знание, -1990. -С 37.
4. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// — 2005. -№ 11, -С 11.
5. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -2003. -С 67.
Похожие статьи
Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников
В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы
Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели
В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Особенности преподавания предмета информатики в школах
В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...
Похожие статьи
Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников
В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы
Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели
В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Особенности преподавания предмета информатики в школах
В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...