Оценка уровня коллективной ответственности при внутрифирменном обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Дата публикации: 12.08.2015

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Бугакова, Н. Ю. Оценка уровня коллективной ответственности при внутрифирменном обучении / Н. Ю. Бугакова, С. И. Джерелейко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8653/ (дата обращения: 15.11.2024).

Поскольку образование выступает как сфера образовательных услуг, внутрифирменное обучение является частью этой сферы и важным фактором повышения коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса, позволяющих повысить качество производимой продукции, сориентировать на успешную деятельность предприятия, на коллективное сотрудничество. Следовательно, оценка уровня коллективной ответственности в период внутрифирменного обучения позволяют определить процесс формирования коллективной ответственности сотрудников предприятия малого бизнеса.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, профессиональный тренинг, коллективная ответственность работников предприятий малого бизнеса.

 

Оценка уровня коллективной ответственности в период проведения профессионального тренинга как средства внутрифирменного обучения позволяют определить качественные параметры работников предприятия малого бизнеса, способных к эффективной работе в условиях конкурентноспособности и выживания фирмы. Следовательно, чтобы определить критерии оценки уровня коллективной ответственности в период проведения профессионального тренинга, необходимо выявить «систему воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств» [1, с. 89].

Объектом нашего исследования является внутрифирменное обучение, номенклатура целей, содержание, методы и формы, которого направлено на формирование коллективной ответственности работников предприятия малого бизнеса. Такой подход позволяет разработать программу профессионального тренинга и определить критерии оценки уровня коллективной ответственности в период проведения профессионального тренинга.

С точки зрения Васильева Н. Н., профессиональный тренинг — это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Профессиональные тренинги требуют знания специфики профессии, психологии профессионализма [1].

В тренинге рассмотрению теоретических вопросов отводится вспомогательная роль. Основное внимание направлено на практическую сторону дела. Тренинг дает возможность разноаспектного изучения проблемы; подготавливает к действию в реальных ситуациях эффективно; повышает мотивацию сотрудников; вызывают эмоциональный подъем слушателей    [2].

Профессиональный тренинг — это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Задачи профессионального тренинга варьируются в зависимости от ряда факторов: от общей модели профессионализма, которая выбирается в качестве эталонной и соответственно от той профессиограммы специалиста, которая кладется в основу тренинга; от исходного уровня, этапа, ступени профессионализма, на которой находятся участники тренинга; от тех профессиональных знаний, умений, способностей, которых недостает конкретным участникам тренинга для эффективного профессиональной деятельности в современных условиях.

Ведущая идея профессионального тренинга — обучение персонала общетрудовой задаче — управление качеством услуги — на основе интегрированного знания педагогики, психологии, экономики, конфликтологии, логистике о роли и месте коллективной ответственности работников в управлении качеством коллективной (совместной) деятельности посредством внутрифирменного обучения.

В качестве научной основы отбора содержания и методов профессионального тренинга выступают положения экономики, психологии, конфликтологии и логистики, феномена «управление качеством услуги», включающего в себя последовательное воздействие на компоненты коллективной ответственности: управление знаниями, управление взаимоотношениями и конфликтами, управление надежностью взаимозависимой трудовой деятельности.

Кратко охарактеризуем уровни коллективной ответственности работников при решении проблем управления качеством услуги и систематизируем положения в интегрированное содержание профессионального тренинга, фактически отвечая на вопросы: «Чему обучать?».

На этапе проведения внутрифирменного обучения с использованием профессиональных тренингов проводилась обработка эмпирических данных (декабрь 2013 — февраль 2014) и их теоретического обоснования, анализировались результаты эксперимента. При проведении эксперимента были определены критерии коллективной ответственности: коллективные знания, коллективные взаимоотношения, коллективная продуктивность и сформированы уровни адаптивный, среднеадаптивный и дезаптивный коллективной ответственности работников предприятия малого бизнеса (на примере таможенной фирмы).

Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод, что после проведения профессионального тренинга представление об идеальных коллективных взаимоотношениях стало в большой степени соответствовать реальным, так как количество сотрудников с адаптивным уровнем сформированности коллективной ответственности составляет 72 % (увеличилось на 59 %).

Проведенный количественный и качественный анализ полученных данных позволяет отметить, что характер коллективных взаимоотношений в группе также изменился со среднеадаптивного на адаптивный вариант (уровень рассогласования составил 18 %), реальные бальные оценки по большинству критериев повысились.

Для оценки статистической значимости различий в рассогласовании коллективных взаимоотношений в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента применялся критерий Стъюдента [см.:5].

Для коэффициента вероятности a=0,05, или достоверности 95 %, что общепринято в педагогических исследованиях, для количества сопряженных пар n=12 и числа степеней свободы u = n- 1 = 12–1 = 11 табличное значение критерия =2,20 (см. таблицу t-критерия Стъюдента. [см.:3]. В рассматриваемом случае . Это значит, что рассогласование коллективных отношений в группе в начале и в конце эксперимента существенно отличается при достоверности 95 %, что говорит о статистической значимости полученных в эксперименте результатов.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность профессионального тренинга как средства формирования коллективной ответственности работников предприятия малого бизнеса при внутрифирменном обучении.

 

Литература:

 

1.         Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. — Спб.: Речь, 2005. — 279с.

2.         Роберт Бакли, Джим Кэйпл. Теория и практика тренинга. — СПб: Питер, 2002. — 352с.

3.         Дубиненкова Е. Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационное культуры предприятия малого бизнеса: Автореф. дисс. … к.псих.н.: 19.00.05.- Ярославль, 2004. — 21 с.

4.         Москвичева Т. М. Внутрифирменное обучение: Перспективы и цели / Т. М. Москвичева // Трудовое право. — 2004. — № 10 (56). — С. 52–53.

5.         Сорока В. А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения //Интеграция образования. Вып. № 2. 2009. — С. 4–9.

6.         Шендриков Д. А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: Автореф. дисс. к.э.н.: 08.00.05. — М., 2001. — 23 с.

7.         Skyrme David J. Developing A Knowledge Strategy. URL.: http://www.skyrme.com/pubs/knwstrat.htm (дата обращения 09.03.2013).

8.         Жукова Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф.дис….д-ра псих. наук.-Москва, 2003. — 32с.

9.         Маркова А. К. Психология профессионализма. –М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-312с.

10.     Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 480с.

11.     Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие. / Е. А. Климов // — М: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 192 с.

12.     Фиганов И. С. Педагогика трудового коллектива: Учебное пособие — М.: Высш. шк., 1988. — 279 с.

13.     Skyrme David J. Developing A Knowledge Strategy. URL.: http://www.skyrme.com/pubs/knwstrat.htm (дата обращения 09.03.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный тренинг, внутрифирменное обучение, коллективная ответственность, малый бизнес, коллективная ответственность работников предприятия, период проведения, система воздействий, управление качеством, коллективная ответственность работников, коллективная ответственность работников предприятий.

Ключевые слова

внутрифирменное обучение, профессиональный тренинг, коллективная ответственность работников предприятий малого бизнеса., коллективная ответственность работников предприятий малого бизнеса

Похожие статьи

Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования

Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете

В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Формирование социокультурных компетенций на уроках иностранного языка

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более ин...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Похожие статьи

Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования

Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете

В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Формирование социокультурных компетенций на уроках иностранного языка

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более ин...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...