Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Авторы: Буянова Алла Юрьевна, Зимукова Татьяна Ивановна, Пименова Зинаида Николаевна, Назарова Алена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.09.2015
Статья просмотрена: 1778 раз
Библиографическое описание:
Буянова, А. Ю. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи / А. Ю. Буянова, Т. И. Зимукова, З. Н. Пименова, А. В. Назарова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8663/ (дата обращения: 19.12.2024).
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др. По мнению Р. Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе. Оно всегда связано с личностью. С психикой конкретного индивидуума, со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребёнка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребёнок относится к своему дефекту. [2,c.15]
При низком уровне языковой способности ребёнка наблюдается недостаточность коммуникативной активности, что, в свою очередь, усложняет процесс социальной адаптации. Дети с речевыми нарушениями отличаются рядом личностных особенностей. Обращает на себя внимание примитивность и бедность детских игр.
Постоянно находясь в коллективе, каждый играет отдельно от других. Общих детских игр очень мало. Довольно часто дети возбуждаются и начинают бесцельно носиться, наскакивая друг на друга.
По своим характерологическим особенностям детей с нарушениями речи можно разделить на 2 основные категории:
1. дети с повышенной возбудимостью нервной системы;
2. дети со склонностью к реакциям тормозного типа.
Первым детям свойственна быстрая смена настроения, эйфория, лёгкий переход от слёз к радости, благодушие, часто наблюдается неадекватная улыбка на лице, стремление к контакту с окружающими на доступном уровне, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр. При поверхностном знакомстве с такими детьми создаётся впечатление, что ребёнок будет старательно заниматься и даст хорошее продвижение. Однако чаще всего результаты оказываются неважными. Их любопытство не является «любознательностью», взгляд скользит ни на чем, не останавливаясь, они плохо запоминают, не делают выводов, внимание неустойчивое, продуктивность работы невысокая.
Дети, склонные к реакциям тормозного типа, проявляют однообразность эмоциональных реакций, у них, чаще всего, сниженный фон настроения, избирательные привязанности в еде, играх. (Игры только с «любимыми» игрушками, только с выбранными ровесниками), педантичное раскладывание игрушек только в определённом порядке, склонность к образованию стойких привычек, в приверженности ко всему старому, известному, заученному и отказе от трудностей, связанных с усвоением нового материала. Ломка привычного стереотипа у этих детей всегда происходит с большим трудом, вызывает протест, или пассивный уход в торможение. Эти дети не отличаются любознательностью, новые знания навязываются насильно, однако, раз усвоив материал, они запоминают его надолго. [1, с.96]
Успешность психокоррекционной работы с такими детьми зависит от соблюдения принципов её организации.
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип личностно-деятельностного подхода. Суть данного принципа состоит в том, что личность, выступая в качестве субъекта деятельности, сама формируется в ней. А также в общении с другими людьми. Поэтому вся коррекционная работа- по сути работа по моделированию жизни, созданию жизненных ситуаций;
- принцип приоритета «причинной» коррекции. Важно устранять причины, порождающие ту, или иную симптоматику;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности. Суть его состоит в том, что при организации работы с такими детьми должно предусматриваться использование самых разнообразных методов и приёмов, включение детей в различные виды деятельности;
- принцип опоры на зону ближайшего развития;
- принцип активного привлечения ближайшего окружения к реализации коррекционной работы. [2, c. 31]
Коррекционная работа по развитию эмоционально — личностной сферы детей с нарушениями речи ведётся параллельно по 4 направлениям.
1. Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Формирование у детей умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирование личностной рефлексии.
3. Развитие умения находить в себе внутренние ресурсы для сопротивления жизненным трудностям, принимать ответственность за собственную жизнь, способности делать выводы.
4. Адекватное ролевое развитие, а также способности к эмоциональной децентрации (развитие чувства эмпатии и сопереживания) и произвольной регуляции поведения. [3, c.24]
При организации коррекционно-развивающей работы используются следующие методические приёмы:
- Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
- Психогимнастические игры. В этих играх формируется:
· принятие своего имени;
· принятие своих черт характера;
· принятие своего прошлого, настоящего и будущего.
- Нейрогимнастические упражнения, которые способствуют улучшению процессов нервной деятельности, развитию правильной речи, коррекции поведения при гиперактивности и агрессивности, улучшают координацию движений.
- Коммуникативные игры, игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и умения обеспечивать партнёра по общению вербальными и невербальными «поглаживаниями». Эти игры способствуют развитию умений сотрудничать и осознанию своей сферы общения.
- Игры, и упражнения, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
- Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки».
- Релаксационные методы. Использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона; дыхательные техники; визуально — кинестетические техники.
- Задания с использованием «терапевтических метафор». Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребёнка формируется «механизм самопомощи». [3,с.25]
Организация совместной деятельности по развитию эмоционально — коммуникативной сферы. «Поссоримся, помиримся»
Цель:
- помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;
- формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;
- учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.
Ход совместной деятельности
1. Упражнение «Поющее эхо»
Ведущий предлагает детям по очереди «пропеть» своё имя. Остальные дети дружно повторяют за «поющими».
2. Игра-драматизация «В гости куклы к нам пришли».
Ведущий демонстрирует детям двух кукол (мальчика и девочку), которые поссорились, и разыгрывает стихотворение И. Токмаковой «Ты меня заобижала».
Ты меня заобижала, а скажи зачем?
Леденец в руках зажала, я же весь не съем!
Я просил всего кусочек, капельку просил,
Осторожно уголочек я бы откусил.
Ну и что, что он английский этот леденец,
Был тебе я другом близким, всё, теперь конец.
Ты меня заобижала, уходи, пора.
Лучше б кошка забежала просто со двора.
Молока бы ей из кружки в блюдце бы налил,
О тебе, плохой подружке, сразу бы забыл.
3. Беседа:
- Как вам кажется, куклам хорошо от того, что они поссорились?
- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы они опять дружили?
- Вы ссорились когда- то? Приятно вам было?
Ведущий предлагает развеселить кукол, вместе с детьми поиграть в игру.
4. Игра «Непослушные мышата».
Ведущий исполняет роль мамы-мышки, дети — «непослушные мышата», «мышки — шалунишки», которые делают всё наоборот.
Непослушные мышата маму слушать не хотят.
— Ножками потопайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Ручками похлопайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Головкой покивайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Со мною поиграйте. Дети: «Нет, нет, нет». «Мама мышка» качает головой. -Ах, какие озорные, непослушные какие!
— Ножками не топайте, Дети: «Будем, будем»! (топают ногами).
— Ручками не хлопайте, Дети: «Будем, будем»! (хлопают руками).
— Головкой не качайте, Дети: «Будем, будем»! (качают головой).
— Со мною не играйте. Дети: «Будем, будем»! (прыгают на месте). [4, c.527]
5. Упражнение «Мирись-мирись».
Дети делятся на пары встают друг напротив друга. По сигналу ведущего (звонок колокольчика) дети показывают обиженных кукол. (Губы надуты и поджаты, брови нахмурены «домиком», руки на поясе). Затем по сигналу дети берутся за руки и повторяют считалку.
Солнце выйдет из-за тучек,
А ругаться нам нельзя
Нас согреет тёплый лучик.
Потому что мы друзья.
Литература:
1. Логопатопсихология: Учеб. пособие для студ./ Под ред.Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.- М.:Гуманитарный издательский цнетр ВЛАДОС, 2011.-284с.
2. Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd78a5d53b88521306d27_0.html — 2011.-48с.
3. Пимпова,Т. В. Влияние педагогического стиля общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00320342_0.html -2013.-40с.
4. Токарев А. А. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога [Текст] / А. А. Токарев, Е. В. Данилова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 524–528. Режим доступа: [http://www.moluch.ru/