Что умеют счетные палочки
Автор: Яковлева Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.09.2015
Статья просмотрена: 2153 раза
Библиографическое описание:
Яковлева, Е. В. Что умеют счетные палочки / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8668/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольный возраст — это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности, именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые будут на этом настаивать. Поэтому, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Развивающие игровые задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка, тем самым, учеба становится интересным занятием. Обучение в игровой форме это известный, привычный и самый любимый метод познания для человека любого возраста.
Поподробнее хочу остановить ваше внимание, на широко известных всем с детства, на обыкновенных счетных палочках. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее.
Счетные палочки на деле, оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме, познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Занятия со счетными палочками полезны для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаю некоторые из большого количества, задания:
- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
- Рисуем. Из палочек можно составить геометрические узоры, формы и предметные изображения, попросите, например, малыша нарисовать с их помощью домик, квадрат, треугольник, стул или кораблик. Если ребенок еще плохо ориентируется в геометрических фигурах, подготовьте лист бумаги, на котором будут нарисованы варианты. Вы можете выдавать нужное количество палочек для построения той или иной фигуры, тем самым, регулируя масштаб.
- Считаем:
1) вы хлопаете в ладоши, а ребенок выкладывает палочки — сколько хлопков, столько и палочек.
2) выложите в ряд несколько палочек, малыш должен во втором ряду положить столько же палочек одну под другой. Усложните задачу и попросите выложить больше на 2 или меньше на 3. Так вы научите его считать и познакомите с понятием «больше» «меньше».
- Пишем. Из палочек можно составлять цифры и буквы, можно также воспользоваться уже нарисованными цифрами или буквами, а также перекладывая палочки превращать одну букву в другую. Например такие превращения: Л-А-Д-М, У-К-Х-Ж, Г-Т-П-Н-И, О-Э-С-Е-Б-В-Ф, Ц-Ш-Щ, Р-Ь-Ъ-Ы-Ю-Я. Можно выкладывать слоги и слова.
- Составляем задачи и примеры. Попробуйте записывать примеры, комбинируя цвет палочек, так ребенок сможет ориентироваться в математических понятиях, таких как «больше», «меньше», «плюс», «минус», «цыфра», «равно».
- Учим состав числа. Попросите малыша выложить две палочки на стол, спросите сколько их, разложите по двум сторонам и спросите сколько палочек слева и справа, так он поймет, что число 2 состоит из 1+1, возьмите три палочки и разложите на две стороны разными способами: 1+1+1, 1+2, 2+1. Таким образом разберите все числа до 10. Чем больше число, тем больше вариантов его разбора.
- Головоломки. Такие задачки понравятся детям, начиная с 5 лет. Они развивают логику, смекалку, сообразительность и пространственное представление. Если вы предложите переложить палочки, чтобы получилась нужная фигура, это сформирует у ребенка умение планировать свои действия в уме, разовьет зрительный и мыслительный анализ задачи, научит представлять возможные изменения фигуры. При этом все действия нужно совершать в уме, но для начала пусть попробует сделать это практически.
Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.
Литература:
1. Игры со спичками. Задачи и развлечения. / Сост.: Улицкий А. Т., Улицкий Л. А.— Минск: Вуал, 1993.
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.— М.: Просвещение, 1989.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.