К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Григорьева Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.08.2015
Статья просмотрена: 235 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, Н. Н. К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении / Н. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8671/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической деятельности.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, профессиональное становление, педагогические технологии.
Современный подход к содержанию дошкольного образования представляется в областях педагогики, отражающих существенные закономерности дошкольного направления:
1) основательное исследование дошкольной педагогики и культуры;
2) создание новых информационных методов в сфере дошкольного образования, используемых как средство обучения.
Дошкольное образование сегодня, отличается новациями в области дошкольной педагогики, формирует нового педагога, соответствующего тенденциям времени. Наряду с освоением методических, психолого-педагогических, дидактических, коммуникативных и организационных умений, педагог дошкольного образовательного учреждения, способный создавать условия для всестороннего развития детей, должен развивать особенности личности — тактичность, самоотдачу и трудоспособность.
Формирование гуманных чувств и взаимоотношений у дошкольников; развитие детского изобразительного творчества; воспитание профессионально-педагогического интереса у сотрудников дошкольного учреждения; формирование речи дошкольников; воспитание культуры речевого общения — только некоторые задачи, исследование и решение которых требует профессиональных, грамотных знаний педагога дошкольного учреждения.
Инновационный подход в любой педагогической сфере требует умения ориентироваться в бескрайнем и все время расширяющемся диапазоне информационных ресурсов, которые педагогу дошкольного образовательного учреждения нужны в виду специфики его профессиональной деятельности.
Одним из перспективных направлений в работе дошкольного учреждения являются информационно-компьютерные технологии. Не отвлекалась от основной работы, можно получить необходимую интересную информацию.
Достаточное количество компьютерной техники, а также подключение к сети Интернет, позволяет педагогам дошкольного образовательного учреждения обучать детей на современном уровне.
Это дополнительные возможности для педагогов и детей сделать педагогический процесс более разнообразным и насыщенным. Такая работа повышает уровень знаний, проявляет большой интерес к занятиям, тренирует память, способствует развитию логического мышления.
Использование компьютера в детском саду позволяет в увлекательной творческой форме плодотворно решать задачи занятий, осуществлять обучающую познавательную деятельность.
Введение современных информационных технологий в организацию образовательного процесса, а также стремление сочетать традиционные и компьютерные средства в воспитании детей — является проблемой дошкольного учреждения.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу результативно применять в своей работе важный инструмент — компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Основой профессионального кругозора педагога неизменно являются ключевые компоненты: единство этического и профессионального воспитания, гуманное и творческое взаимодействие с дошкольником, что вызывает необходимость устойчиво улучшать подготовку каждого специалиста, в области образования и в частности дошкольного.
Решить эту задачу представляется возможным за счет системы дополнительного образования, формы которого могут быть разнообразными (специализация в области основной квалификации, повышение квалификации и другое).
Система дополнительного образования позволяет:
1) усовершенствовать содержательный уровень дошкольного образования в социокультурной среде сегодняшнего времени;
2) обеспечить подготовку и переподготовку кадров по новым специальностям, потребность в которых диктуется современным состоянием дошкольного образования России;
3) решить задачу кадрового обеспечения в сфере дошкольного образования.
В современном мире личные качества педагога начинаются с его отношения к труду, уровня профессиональной пригодности, деловых особенностей.
Помимо вышеперечисленных качеств педагога дошкольного учреждения, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, достоинство, принципиальность, отзывчивость и многие другие.
Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные этические нормы.
Педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога в современном мире, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных специфических правил общения, манер поведения, и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Особую роль приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и дошкольника, способность педагога к такому взаимодействию, которое вызывает творческую активность ребенка. В подобном взаимодействии происходит обмен эстетическими представлениями.
Целью дошкольного образования служит подготовка грамотного специалиста, владеющего комплексом универсальных умений, навыков, опытом самостоятельной деятельности, которая неразрывно связана с наличием резерва знаний о современных тенденциях в области развития педагогики, посредством участия в различных педагогических конференциях и открытых уроках.
Особое место в современном педагогическом высшем учебном заведении при подготовке будущих специалистов занимают дисциплины: этнография детства, зарубежные концепции воспитания и обучения детей, теория и методика развития речи, изобразительного творчества, музыкального, экологического воспитания, обучения иностранному языку, менеджмент, управление дошкольным образованием, социология и психология управления, организация делопроизводства, педагогический маркетинг и другие.
Педагогические ВУЗы подготавливают специалистов, способных реализовывать на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях семьи и разных типов образовательных учреждений, преподавательскую деятельность в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, умеющих грамотно управлять сферой образования, вести научные исследования.
В процессе обучения студенты овладевают системой философских, экономических и социально-политических знаний. Расширению кругозора, углублению теоретической подготовки способствует изучение современного русского языка, литературы, иностранного языка, логики, социологии, экономики, анатомии и физиологии ребенка, основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста и других дисциплин.
Общеизвестно, что вопросу профессионального становления педагога в области дошкольного образования посвящены многие научные труды (М. С. Гвоздевой, Е. А. Климов, Л. С. Выготский, А. И. Щербаков, А. С. Макаренко и др.), где подчеркивается то, что уровень профессионализма педагога всецело зависит от того, какой педагогический метод он применяет в своей деятельности, насколько они современны.
На формирование педагогических методов повлияли различные исторические периоды становления образования и воспитания в нашей стране — начиная с древнейших времен.
Обращаясь к истории, видно, что первоначально педагогическая мысль представлена в виде отдельных высказываний, имеющих устную форму, которые до нашего времени дошли в виде пословиц, крылатых выражений, поговорок.
Истоки народной педагогики, мы находим в сказках, былинах, песнях, народных приметах и исторических сведениях.
Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.
При всех общественно-экономических формациях, развитие теории и практики образования, воспитание являлось важнейшей проблемой человечества. Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.
Проанализировав педагогическую литературу можно сделать вывод, что основным компонентом профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является, прежде всего, теоретическое мышление, креативность, коммуникативные способности, знание свойств психического и физиологического формирования детей, а также умение применять знания в педагогической практике.
Литература:
1. История образования, воспитания и педагогических учений: программа-пособие/Б. В. Данилов — Краснодар, 2001.
2. История педагогики. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., Просвещение. 1981.
3. Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.
4. Шатунова О. В. Информационные технологии: Учебное пособие. — Елабуга, 2007.
Ключевые слова
дошкольное образование, Педагогические технологии, профессиональное становление, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, педагогические технологии.Похожие статьи
Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию
В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей
В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...
Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов
Рынку труда сегодня нужны компетентные работники, способные творчески использовать полученные в вузе знания и навыки в своей практической профессиональной деятельности, испытывающие потребность в непрерывном повышении профессионально личностных качес...
Похожие статьи
Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию
В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей
В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...
Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов
Рынку труда сегодня нужны компетентные работники, способные творчески использовать полученные в вузе знания и навыки в своей практической профессиональной деятельности, испытывающие потребность в непрерывном повышении профессионально личностных качес...