К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, Н. Н. К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении / Н. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8671/ (дата обращения: 16.10.2024).

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, профессиональное становление, педагогические технологии.

 

Современный подход к содержанию дошкольного образования представляется в областях педагогики, отражающих существенные закономерности дошкольного направления:

1)      основательное исследование дошкольной педагогики и культуры;

2)      создание новых информационных методов в сфере дошкольного образования, используемых как средство обучения.

Дошкольное образование сегодня, отличается новациями в области дошкольной педагогики, формирует нового педагога, соответствующего тенденциям времени. Наряду с освоением методических, психолого-педагогических, дидактических, коммуникативных и организационных умений, педагог дошкольного образовательного учреждения, способный создавать условия для всестороннего развития детей, должен развивать особенности личности — тактичность, самоотдачу и трудоспособность.

Формирование гуманных чувств и взаимоотношений у дошкольников; развитие детского изобразительного творчества; воспитание профессионально-педагогического интереса у сотрудников дошкольного учреждения; формирование речи дошкольников; воспитание культуры речевого общения — только некоторые задачи, исследование и решение которых требует профессиональных, грамотных знаний педагога дошкольного учреждения.

Инновационный подход в любой педагогической сфере требует умения ориентироваться в бескрайнем и все время расширяющемся диапазоне информационных ресурсов, которые педагогу дошкольного образовательного учреждения нужны в виду специфики его профессиональной деятельности.

Одним из перспективных направлений в работе дошкольного учреждения являются информационно-компьютерные технологии. Не отвлекалась от основной работы, можно получить необходимую интересную информацию.

Достаточное количество компьютерной техники, а также подключение к сети Интернет, позволяет педагогам дошкольного образовательного учреждения обучать детей на современном уровне.

Это дополнительные возможности для педагогов и детей сделать педагогический процесс более разнообразным и насыщенным. Такая работа повышает уровень знаний, проявляет большой интерес к занятиям, тренирует память, способствует развитию логического мышления.

Использование компьютера в детском саду позволяет в увлекательной творческой форме плодотворно решать задачи занятий, осуществлять обучающую познавательную деятельность.

Введение современных информационных технологий в организацию образовательного процесса, а также стремление сочетать традиционные и компьютерные средства в воспитании детей — является проблемой дошкольного учреждения.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу результативно применять в своей работе важный инструмент — компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

Основой профессионального кругозора педагога неизменно являются ключевые компоненты: единство этического и профессионального воспитания, гуманное и творческое взаимодействие с дошкольником, что вызывает необходимость устойчиво улучшать подготовку каждого специалиста, в области образования и в частности дошкольного.

Решить эту задачу представляется возможным за счет системы дополнительного образования, формы которого могут быть разнообразными (специализация в области основной квалификации, повышение квалификации и другое).

Система дополнительного образования позволяет:

1)         усовершенствовать содержательный уровень дошкольного образования в социокультурной среде сегодняшнего времени;

2)         обеспечить подготовку и переподготовку кадров по новым специальностям, потребность в которых диктуется современным состоянием дошкольного образования России;

3)         решить задачу кадрового обеспечения в сфере дошкольного образования.

В современном мире личные качества педагога начинаются с его отношения к труду, уровня профессиональной пригодности, деловых особенностей.

Помимо вышеперечисленных качеств педагога дошкольного учреждения, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, достоинство, принципиальность, отзывчивость и многие другие.

Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные этические нормы.

Педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога в современном мире, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных специфических правил общения, манер поведения, и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Особую роль приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и дошкольника, способность педагога к такому взаимодействию, которое вызывает творческую активность ребенка. В подобном взаимодействии происходит обмен эстетическими представлениями.

Целью дошкольного образования служит подготовка грамотного специалиста, владеющего комплексом универсальных умений, навыков, опытом самостоятельной деятельности, которая неразрывно связана с наличием резерва знаний о современных тенденциях в области развития педагогики, посредством участия в различных педагогических конференциях и открытых уроках.

Особое место в современном педагогическом высшем учебном заведении при подготовке будущих специалистов занимают дисциплины: этнография детства, зарубежные концепции воспитания и обучения детей, теория и методика развития речи, изобразительного творчества, музыкального, экологического воспитания, обучения иностранному языку, менеджмент, управление дошкольным образованием, социология и психология управления, организация делопроизводства, педагогический маркетинг и другие.

Педагогические ВУЗы подготавливают специалистов, способных реализовывать на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях семьи и разных типов образовательных учреждений, преподавательскую деятельность в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, умеющих грамотно управлять сферой образования, вести научные исследования.

В процессе обучения студенты овладевают системой философских, экономических и социально-политических знаний. Расширению кругозора, углублению теоретической подготовки способствует изучение современного русского языка, литературы, иностранного языка, логики, социологии, экономики, анатомии и физиологии ребенка, основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста и других дисциплин.

Общеизвестно, что вопросу профессионального становления педагога в области дошкольного образования посвящены многие научные труды (М. С. Гвоздевой, Е. А. Климов, Л. С. Выготский, А. И. Щербаков, А. С. Макаренко и др.), где подчеркивается то, что уровень профессионализма педагога всецело зависит от того, какой педагогический метод он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

На формирование педагогических методов повлияли различные исторические периоды становления образования и воспитания в нашей стране — начиная с древнейших времен.

Обращаясь к истории, видно, что первоначально педагогическая мысль представлена в виде отдельных высказываний, имеющих устную форму, которые до нашего времени дошли в виде пословиц, крылатых выражений, поговорок.

Истоки народной педагогики, мы находим в сказках, былинах, песнях, народных приметах и исторических сведениях.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.

При всех общественно-экономических формациях, развитие теории и практики образования, воспитание являлось важнейшей проблемой человечества. Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.

Проанализировав педагогическую литературу можно сделать вывод, что основным компонентом профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является, прежде всего, теоретическое мышление, креативность, коммуникативные способности, знание свойств психического и физиологического формирования детей, а также умение применять знания в педагогической практике.

 

Литература:

 

1.         История образования, воспитания и педагогических учений: программа-пособие/Б. В. Данилов — Краснодар, 2001.

2.         История педагогики. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., Просвещение. 1981.

3.         Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.

4.         Шатунова О. В. Информационные технологии: Учебное пособие. — Елабуга, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, дополнительное образование, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, иностранный язык, педагогическая литература, педагогический процесс, профессиональное воспитание.

Похожие статьи

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов

Рынку труда сегодня нужны компетентные работники, способные творчески использовать полученные в вузе знания и навыки в своей практической профессиональной деятельности, испытывающие потребность в непрерывном повышении профессионально личностных качес...

Похожие статьи

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов

Рынку труда сегодня нужны компетентные работники, способные творчески использовать полученные в вузе знания и навыки в своей практической профессиональной деятельности, испытывающие потребность в непрерывном повышении профессионально личностных качес...