Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, Е. В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8675/ (дата обращения: 19.12.2024).

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

 

Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д. В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживаются принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а также руководствуясь принципами В. А. Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. При построении предметно — пространственной среды соблюдаются принципы: открытости; гибкого зонирования; стабильности -динамичности; полифункциональности; гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них — информация на стендах.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игра, дошкольный возраст, окружающий мир, предметно-развивающая среда, вид деятельности, воспитание ребенка, дошкольное учреждение, предметно-игровая среда.

Похожие статьи

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Похожие статьи

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО