Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности»
Авторы: Тапдыгова Светлана Викторовна, Манцурова Елена Александровна, Кочнева Любовь Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.09.2015
Статья просмотрена: 724 раза
Библиографическое описание:
Тапдыгова, С. В. Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности» / С. В. Тапдыгова, Е. А. Манцурова, Л. П. Кочнева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8685/ (дата обращения: 19.12.2024).
СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность».
В связи с этим встаёт вопрос:«Как правильно организовать обучающий процесс с детьми в условиях перехода от занятий к непосредственно образовательной деятельности?»
С целью выявления основных отличий занятий от ООД и правильной организации процесса обучения и осуществления перехода от традиционных форм обучения (занятий) к новым формам, нами было проведено исследование: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение само ценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. На смену занятиям приходит непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД) детей в результате которой дети должны усвоить учебную программу.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
- совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Однако, необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности:
Двигательная деятельность:
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая деятельность:
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Продуктивная деятельность:
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Чтение художественной литературы:
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-исследовательская деятельность:
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Музыкально-художественная деятельность:
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры
Речевое развитие:
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Трудовая деятельность:
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
- Ребенок и взрослый — оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
- Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
- Основная деятельность — это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков — побочный эффект этой активности.
- Основная модель организации образовательного процесса — совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Основные формы работы с детьми — рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д.
- Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
- Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
- Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
- Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора — участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
- Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Чем же «занятие» отличается от «непосредственно организованной образовательной деятельности»? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции взрослого по отношению к детям.
Прежде наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:
1. Проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам — методикам);
2. Решение образовательных задачи формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);
3. Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.
В настоящее время, с учётом ФГОС модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
1. Совместная деятельность взрослого и детей (НООД и режимные моменты);
2. Самостоятельная деятельность дошкольников
Когда речь идёт о совместной деятельности взрослого и детей в процессе НООД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
- включать педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
- основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Следовательно, образовательный процесс в современном ДОУ не должен сводиться только к НООД, он растянут в режиме всего дня.
Непосредственно организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Литература:
1. СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2014г, Приказом за № 1014 от 30.08.2014г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».