Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения
Автор: Рыжова Валентина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.09.2015
Статья просмотрена: 541 раз
Библиографическое описание:
Рыжова, В. Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения / В. Н. Рыжова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8705/ (дата обращения: 15.11.2024).
Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.
Т.Эдисон
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Цели образования менялись в соответствии с потребностями того или иного периода исторического развития. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Затем появился индивидуально-групповой способ. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Начало зарождаться групповое обучение, которое стало основой классно-урочной системы, которая существует уже более 300 лет. Главной особенностью классно-урочной системы является то, что все учащиеся работают по единому плану, по одной теме, и процессом обучения руководит учитель. Однако сложившиеся условия исторического развития стали требовать совершенно иного подхода к обучению подрастающего поколения.
Современные цели образования не могут быть достигнуты традиционными методами. Наш мир стремительно меняется, на человека лавиной обрушивается информация. Полученные людьми знания быстро устаревают. Теперь уже недостаточно наполнить головы учащихся информацией и проверить её усвоение. Учащиеся эту информацию вполне успешно поглощают самостоятельно. Сегодня важнее научить детей отбирать из этого объёма знаний наиболее актуальные, чтобы потом осознанно применять их в жизни. Проще говоря, необходимо учить детей учиться. Лично-ориентированная направленность приобретает более зримые черты.
Исследования учёных показывают, что только 10 % учащихся способны учиться по старым методам, «с книгой в руках». А что происходит с остальными 90 %? Учителя знают ответ на этот вопрос. Очень хочется привести слова В. А. Сухомлинского по этой проблеме: «Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли». Чтобы вовлечь всех учащихся в учебный процесс, в мыслительную деятельность, нужно применять нетрадиционные методы.
Одним из путей осуществления 100-процентного обучения является применение технологии интерактивного обучения. Также её называют технологией модерации. Применение данной технологии предполагает постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. Ученик не только перестаёт быть пассивным объектом обучения. Все участники учебного процесса становятся равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Педагог создаёт условия, в которых учащийся сам открывает, приобретает и конструирует знания. Неучастие ученика невозможно. Ему становится интересно. Усиливается мотивация обучения. Повышается результативность и качество урока. Слово «модерация» в переводе с латинского языка означает «управление, регулирование». Роль учителя при использовании технологии модерации — быть консультантом, наставником, старшим партнёром. В таком учебном процессе задействованы все, здесь нет и не может быть лишних элементов. Каждый участник во время урока выполняет определённые действия, направленные на обучение, воспитание и развитие личности школьника.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:
1) работа в парах;
2) ротационные (сменные) тройки;
3) карусель;
4) работа в малых группах;
5) аквариум;
6) незаконченное предложение;
7) мозговой штурм;
8) броуновское движение;
9) дерево решений;
10) суд от своего имени;
11) гражданские слушания;
12) ролевая (деловая) игра;
13) метод пресс;
14) займи позицию;
15) дискуссия;
16) дебаты.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто педагоги используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень нравится детям такой вид работы, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо неподвижно, а внешнее движется. Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. «Дерево решений» — класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на «деревьях» соседей свои идеи. Часто используется и такая форма интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Наиболее часто применяемой моделью ситуаций общения и взаимодействия людей друг с другом является учебная игра. Игра является самым эффективным способом стимулирования активности детей. Во время игры все ученики работают одновременно. У детей развивается способность сотрудничать, соревноваться, брать на себя ответственность. Игра доставляет детям удовольствие, что способствует развитию мотивации для дальнейшего изучения предмета. При изучении иностранного языка игры способствуют интенсивной языковой практике. При использовании игр учитель выбирает учебный материал, не привлекая внимания к вопросу. Благодаря этому снимается напряжение, появляется любопытство, увлечённость. Происходит многократная тренировка языковых явлений, которая при традиционном способе подачи учебного материала привела бы к быстрому утомлению.
Приведу пример использования интерактивных методов на своих уроках. При изучении и повторении лексики я часто использую игру «Бинго». Учащиеся получают по одной карточке, на которой написано 9 английских слов (3 ряда, по 3 слова в каждом ряду). Также дети получают фишки для закрывания называемых слов. Одно и то же слово может встретиться на нескольких карточках. Учитель или один из учеников называет слова, которые по одному записаны на отдельных карточках крупными буквами (при необходимости слово можно показать). Тот, кто первым закроет все имеющиеся слова, выкрикивает «Bingo» и считается победителем. Детям очень нравится эта игра. Слова запоминаются довольно быстро. Во время этой игры задействован весь класс. Осуществляются такие виды взаимодействия, как «учитель-класс» и «учитель-учащийся». Для дальнейшего развития интеракции можно с использованием тех же карточек провести сбор информации методом броуновского движения. Учащиеся получают по 2–3 карточки со словами (на каждой карточке — одно слово). Даётся задание: распределить карточки по темам. Задания могут быть разные, в зависимости от слов и уровня подготовки. Например, в 5 классе при изучении правил чтения буквосочетаний можно дать задание на нахождение одинаковых буквосочетаний. Дети ходят по классу и собирают карточки с нужными словами. В итоге слова распределяются по группам: 1.oo (cook, moon, foot), 2. ar (farm, car, dark, far), 3. igh (right, might, light) и т. д. Здесь происходит взаимодействие «учащийся–класс». Соединение учебной деятельности и межличностного познавательного общения может осуществляться также через такие виды интеракции, как «учащийся — учащийся», «группа — группа», «группа — класс», «ученик — группа», «учитель — группа», «учитель — ученик».
При использовании технологии модерации весь урок делится на чётко определённые части, которые взаимосвязаны между собой:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий ученика (планирование эффектов урока);
- передача и объяснение информации;
- проработка содержания темы (групповая работа учащихся);
- подведение итогов урока (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки)
У каждого этапа свои цели, задачи и методы, которые подчинены теме урока и его целям. Процессы модерации должны осуществляться на каждом этапе урока. К этим процессам относятся: интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг, рефлексия, анализ и самооценка. В конце каждого этапа необходима визуализация его результатов. Это могут быть и плакаты, созданные учащимися во время работы, и листочки, прикреплённые к какому-то рисунку, и завершённый рассказ, написанный крупными буквами на плакате.
Учитель на уроке должен быть модератором, умеющим осуществлять все эти процессы. Он должен внимательно отслеживать ход всей работы на уроке, оказывать помощь учащимся, контролировать выполнение каждого этапа работы и в то же время строго придерживаться рамок времени. Использование технологии модерации требует от учителя тщательной подготовки к каждому уроку.
Литература:
1. Языкова А. И. Контрольная работа на тему: «Технология интерактивного обучения» (Самарский государственный педагогический университет)
2. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00024325.html
3. Голышкина И. В., Ефанова З. А. Изучаем английский язык играя. Волгоград: Учитель, 2008.
4. http://www.moi-universitet.ru/