Внеурочная деятельность как один из методов повышения интереса к изучению истории
Автор: Самойлова Ксения Юрьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.09.2015
Статья просмотрена: 812 раз
Библиографическое описание:
Самойлова, К. Ю. Внеурочная деятельность как один из методов повышения интереса к изучению истории / К. Ю. Самойлова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8706/ (дата обращения: 15.11.2024).
Главное искусство в том и заключается, чтобы все, чем должны заниматься дети, сделать игрой и развлечением.
Джон Локк
Я не случайно начала свою статью с высказывания известного английского просветителя Джона Локка. В своем труде «Некоторые мысли о воспитании...» он говорит о том, что нужно использовать теорию на практике, и этот метод даст гораздо больше преимуществ, перед методом, рассчитанным на знания, которые дети должны усвоить с помощью памяти.
Согласно общественному мнению, школа перестала справляться со своими обязанностями по обучению и развитию подрастающего поколения. Считается «большая часть информации обрушивается на школьника по внешкольным каналам; радикальную роль здесь уже сыграло телевидение; существенную роль играет компьютерная техника, все активнее в жизнь школьника входит интернет. Эмоциональное воздействие внешкольной информации огромно. Следовательно в настоящее время школа уже не может нести функцию главного воспитателя школьника (а ведь еще в конце XIX века Отто фон Бисмарк утверждал, что «войну выиграет школьный учитель») [7, с.9]. Отчасти с этим можно согласиться, я считаю, что традиционные методы преподавания частично устарели, и современные дети требуют поиска новых решений.
Существуют разные точки зрения на цели (сверхзадачи) изучения истории в школе. «Первая точка зрения в том, что целью изучения истории — знать «факты, факты, и прежде всего факты» (под фактами в данном случае понимаются события, даты, процессы, персоналии и т. п.). Учащиеся — «должны выучить», а учителя должны «дать» (научить школьников).
Вторая точка зрения — история в школе изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное общество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека» [8, с.12]. Все эти вопросы нельзя назвать решенными и дискуссии продолжаются и по сей день, и это вполне нормально, но на данный момент в современном обществе мне кажется, что надо делать акцент именно на второй точке зрения, направить свою работу именно на формирование гражданской идентичности! Надо помнить, что не интеллектуальная и не физическая составляющая являются главными в природе человека. «Главной является нравственная составляющая. Та составляющая, которую русский мыслитель и знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов — называл «внутреннем человеком». «Дайте нам вначале внутреннего человека — говорил он, — с внешним вы всегда успеете».
На данный момент в современном образовании доступно все. Век информационных технологий, позволяет нам, учителям истории, выйти за рамки традиционного преподавания предмета и в большей степени использовать нестандартные уроки. Зачем? Да, потому что детям должно быть интересно учиться, и поэтому учителю необходимо включать в учебный процесс элементы игры и состязательности, а также уроки-экскурсии (путешествия), чтобы они почувствовали сопричастность к историческому прошлому.
В своей педагогической практике я использую один из видов уроков — урок-экскурсию, который является одним из составляющих критического мышления. Экскурсии являются важным источником знания. Историческая экскурсия осуществляет принцип наглядности преподавания истории, помогает накапливать конкретно-образный материал. На этих уроках решаются такие задачи как: обогащения знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, воспитание положительного отношения к учению; формирование ценностей и установок, направленных на развитие позитивных социальных навыков; развитие креативного мышления и т. п.
Благодаря учебным экскурсиям, у учащихся также возрастает интерес к истории родной страны, истории и культуре других государств и народов! Во время экскурсии учащиеся получают большое количество информации, из которой они должны понять главные цели и задачи увиденного и услышанного.
В результате проведенного урока ученики самостоятельно составляют презентации на данную тему, создают макеты, пишут доклады, которые помогают им в проектной деятельности.
Экскурсия, являясь разновидностью путешествия, может быть сопряжена с различными вариантами передвижения участников (от длительной поездки до кратковременной прогулки). Конструкция экскурсии включает два основных способа взаимодействия: показ и диалог.
В своей практике я использую данную форму урока не только в стенах Лицея, но и за его пределами. Мы с ребятами активно участвуем в культурной жизни России, посещаем музеи (Русский музей, Эрмитаж, Музей политической истории, Музей театра и др.), в которых традиционная экскурсия обязательно сочетается с элементами игры. Среди инновационных учреждений особую популярность у детей приобретают экспериментариумы — музеи занимательных наук, созданные для увлекательного изучения и погружения в изучение законов окружающего мира, например Лабиринтум или Музей связи, где можно не только послушать экскурсию, но и принять непосредственное участие в опытах и экспериментах. Мы также посещаем производственные предприятия («Талосто», «Чупа-Чупс», «Сладкий час»), где помимо экскурсии, у детей есть возможность «примерить на себя» ту или иную профессию; путешествуем по городам России (Новгород, Пушкинские горы, Псков, Ярославль и др.). Также каждый год принимаем участие во всероссийском конкурсе «Большая регата», команды кораблей (класс) в течение учебного года могут посетить от 6 до 8 музеев и образовательных учреждений Санкт — Петербурга. В каждом месте нас ждал радушный прием и необычные, разработанные специально к конкурсу задания и программы. Все музеи объединены одной темой и маршрутом. Получая новые знания, команды набирают баллы и соревнуются с другими участниками данной возрастной категории. Конкурс очень интересный и познавательный.
Помимо учебных экскурсий, также применяется в моей педагогической практике игровая костюмированная экскурсия. Как правило, мы проводим ее в начале нового учебного года, тем самым закрепляя исторический материал предыдущего учебного года. Например, Олимпийские игры — исторически достоверная подвижная игра, в которой учащиеся должны заранее разбиться на две команды, относящиеся к главным полисам Древней Греции — Спарте и Афинам. Обычно мы выезжаем за город, и они должны предстать перед зрителями в соответствующих той эпохи исторических костюмах, затем «атлеты» произносили клятву, что они будут честно соблюдать все правила и дальше начинаются состязания, составляющие пятиборье эллинов (бег, прыжки в длину, метание копья, диска, борьба), а также гонки колесниц и конечно, то чего не было в Олимпийских играх — интеллектуальный конкурс. Итогом этого праздника, было то, что победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Еще одной игровой экскурсией, которую я использую в качестве технологии погружения в историю является Рыцарский турнир. Он также проводиться за пределами образовательного учреждения. Учащиеся заранее готовят костюмы рыцарей, а также девиз и герб. И после представления начинаются соревнования по станциям — «Ловец колец», «Меткий стрелок», «Быстрый всадник», «Захват замка», «Комплимент прекрасной даме», «Умный Рыцарь». В конце объявляется победитель — самый достойный и бесстрашный рыцарь. Обычно турнир в Средние века завершали пиром, естественно мы не отступали от этих правил и устраиваем чаепитие. А затем мы всем классом ездили в Приоратский дворец в Гатчине, где их посвящали в рыцари Мальтийского ордена, основателем которого в России был император Павел I.
Еще одной инновационной разновидностью познавательных путешествий выступает квест-экскурсия, в которой присутствуют игровые элементы в стиле «поиска сокровищ». Этот метод позволяет ребятам стать активными участниками интересного и захватывающего события. И это понятно. Ведь, чтобы найти истину, разгадать все загадки и тайны без помощи не обойтись. Во время квест-экскурсии учащиеся разделяются на группы (команды). Каждая группа получает свой маршрут и подсказки, а главное, если есть цель (раскрыть тайну, найти клад, опередить соперника и т. п.), то дети проявляют неподдельную заинтересованность. Вместе с тем, я с классами стараюсь участвовать и в городских квестах, таких как «Остров сокровищ», «Вокруг Михайловского замка», «Поиск клада в Гатчинском дворце», квест по залам Эрмитажа и других.
Также в течение учебного года старшеклассники должны разделиться на группы и готовить свою авторскую экскурсию по Санкт — Петербург, выстраивают маршрут, предоставляют разработки и в мае мы отправляемся в путешествие, где каждая группа проводит весь класс по своему маршруту, рассказывая об основных достопримечательностях нашего замечательного города и о исторических событиях.
Благодаря данной технологии, учащиеся начинают смотреть на историю, не как на «скучный, покрытый пылью предмет», а они начинают понимать, что история — сама жизнь, которая фактически происходит на наших глазах.
Считаю, что в рамках внедрения стандартов нового поколения изучение истории невозможно без экскурсионной деятельности, потому что экскурсия дает возможность учащимся наглядно продемонстрировать исторический материал.
И подводя итоги, хочется закончить статью словами великого французского просветителя Жан-Жака Руссо «....Воспитание детей — это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать».
Литература:
1. Джон Локк, Сочинения в трех томах — М., Мысль, 1988
2. Анашина Н. Ю. День истории в школе: интеллектуальные игры и развлечения — Ярославль, Академия развития, 2008
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе — М., Астра, 1999
4. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории — М., Владос, 2003
5. Организация досуговых мероприятий под ред. Б. В. Куприянова — М., Издательский центр «Академия»
6. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования т.2 — Теория воспитания. М., Издательский центр «Академия», 2008
7. Парменов-Зингер М. Я. Школа, достойная России — СПб., Реноме, 2011
8. Чернова М. Н. Настольная книга учителя истории. 5–11 классы — М., Эксмо, 2006.