Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Дата публикации: 08.07.2016

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Желтова, Н. А. Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения / Н. А. Желтова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10829/ (дата обращения: 16.10.2024).



Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения

Предмет «Кубановедение» в 9,11 классах готовит учащихся принять современный мир динамичным и многогранным. Структура курса учебников «Кубановедение» включает разделы, которые охватываютосновные этапы истории Кубани в XX столетии, экономику Краснодарского края: современное состояние и векторы развития, социальные отношения в кубанском обществе и политический ракурс Краснодарского края сегодня, Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации и Кубань — новый культурный центр Юга России. Целью изучения курса «Кубановедение» в 9,11 классе является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. [1, с.3]

Сегодня трудно представить становление личности без образования, и процесс социализации непосредственно связан со школой. Поэтому школьный урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии.

Учебники Кубановедения реализуют развивающие программы, составленные с опорой на деятельностную парадигму обучения. Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато предполагают задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, «действуют творчески, а не по шаблону»[2, с1]. Психологи это качество называют креативностью, в основе которой мы наблюдаем способности к творчеству, связанные с определенной сферой деятельности.

Какие методы формируют это качество на уроках кубановедения? На мой взгляд, сегодня развитию креативности способствуют кейс-технологии.

Сущность кейс-технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решенийпредлагаемых ситуаций. Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения.Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Обратимся к разделу «Социальные отношения в кубанскомобществе», где изучается тема: «Семья и брак на Кубани». Цель урока — изучение основных тенденций в развитии семейных отношений на Кубани (на примере жителей Поселкового поселения Тимашевского района).Задачи урока будут звучать так: расширить представление о современной семье — это обучающая задача; вторая задача — это развитие учебных и социальных компетентностей (развивать умение находить и систематизировать информацию, формировать коммуникативные качества (работа в группах)). И третья — воспитательная задача заключается в формировании понимания ответственного отношения к созданию семьи, формировании знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. Теоретический материал в учебнике — итог большого социального проекта. Но при хороших выводах нет ни одной конкретной цифры.

Как урок сделать деятельностным? Как помочь ученику стать активным на уроке. Чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Можно пригласить на урок хорошие семьи, которые бы стали образцом для старшеклассников. Но согласитесь, родителей не выбирают, и все они для своих детей лучшие. И потому я пошла другим путем.

Ребятам было дано предварительное задание — работа с текстом в учебнике, выполнить «инсерт» или составить кластер (по выбору учащихся). Эти виды работы, развивают умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Тему «Семья и брак на Кубани» учащимся надо рассмотреть на примере образа жизни жителей Поселкового поселения.

В работе с текстом главными смысловыми единицами становятся подразделы темы: «Основные тенденции в развитии семейных отношений», и «Семейная политика», но при составлении кластера учащиеся могут выделить и другие подразделы. Проблемой в нашем случае становятся факты из жизни поселения, (количественный состав семьи, внутрисемейная роль супругов, стиль семейных взаимоотношений, роль государства в системе семейных отношений, отражение региональной политики в семьях поселения.)

На уроке учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс). Кейсом является «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, «Статья 1. Основные начала семейного законодательства».

Эти документы помогут найти пути решения проблемы, либо найти варианты выхода из сложной ситуации.

Мы наблюдаем, что обучающимся не дана проблема в открытом виде, им предстоит выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Опираясь на документ ««Статья 1. Основные начала семейного законодательства» и материал учебника, учащиеся выбирают для себя проблему, которую они выделили в кластере, например, «Стили семейных отношений в поселении». Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать, что данные приведенные в учебнике верные. Для этого кто-то составит анкету (вопросы в кластере) и провести социальный опрос, другой вариант — обратиться в администрацию поселения за данными переписи, могут быть предложены и другие варианты решения проблемы. Это будет зависеть от той информации, которую учащиеся извлекут из кейса. Учащиеся могут работать и парами, и группами, они создают свой проект. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники, проекты будут разного типа: (исследовательский, прогностический, аналитический).

В данном случае мы видим, что самостоятельная работа во внеурочной деятельности и на уроке, а это и выбор информации, ее обработка, анализ способствуют развитию умения анализировать ситуации (инсерт), оценивать альтернативы (кластер), выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление (кейс). Этот вид работы на уроке относят к интерактивным методам обучения, потому что он позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. А это значит, на уроке учитель учит учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию и определить свою позицию в данной проблеме (формируется альтернативное мышление) и от общих закономерностей учащиеся переходят к личностно-значимым, а это есть формирование понимания ответственного отношения к созданию семьи.

Урок по теме «Семья и брак» многовариативен, потому что смысловые единицы подталкивают к решению нескольких важных проблем. Смысловая единица кластера «Семейная политика» предполагает изучение направлений региональной семейной политики, обозначенных в учебнике Кубановедение.

Одно из направлений «Развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми» [3, с.79] определяет важную, актуальную как для нашего поселения, так и для Краснодарского края проблему. К нам в школу ходят ребята из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН Тополек».

Работа «Тополька» есть следствие государственной региональной семейной политики, данного направления:

  1. Борьба с бедностью и увеличение помощи малообеспеченным семьям
  2. Работа с асоциальными семьями

Кейсом для решения этой проблемы становятся статьи 63,64, 65 Семейного кодекса Российской Федерации от 8.12.1995 г. в которых мы читаем о «Правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей». Эти документы определяют «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» и контроль за «Осуществлением родительских прав». [4, ст.69,70]

Таким образом, задача учащихся узнать, какие из пунктов данных статей нарушили родители ребят, оказавшихся в «Топольке». Кейсом становится и ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13 января 2001 г. ст 1, ст. 2. где учащиеся знакомятся с «Основными задачами и принципами деятельности по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Проанализировав данные, собранные группой ребят в методическом кабинете ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН Тополек, учащиеся вместе с учителем делают выводы и обобщения, которые подтверждаются статьями 69, 70 «Лишение родительских прав» Семейного кодекса.

Использование кейс технологий при изучения кубановедения не только активизирует учащихся на уроке, но и развивает, потому что они не просто изучают документы, они становятся активными участниками решения важных проблем.

Интересно проходят уроки при изучении ІІ главы «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Краевой бюджет и налоги тема сегодня актуальная — в богатой стране — хорошо живут граждане. Кейсом на уроке становится Закон Краснодарского края от 4 февраля 2002 г. № 437 — КЗ.

Глава ІІІ Доходы бюджета статья 12 Доходы Краевого бюджета. Так как задание и к этому уроку было задано предварительно, то группа учащихся принесла «Выписка из доходов Поселкового сельского поселения». Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся стать экономистами на данном уроке и выставить свою оценку документу о доходах Поселкового сельского поселения.

На данном этапе мы видим, кейс — технологии способствуют формированию коммуникативным компетентностям обучающихся.

Изучение курса Кубановедения с использованием кейс технологий позволяет учащимся использовать приобретенные компетентности, а именно, готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию и, что не менее важно, пополнять свое портфолио. На уроках появляются мини-проекты, которые становятся основой социальных проектов и учащиеся принимают участие в конкурсах регионального и федерального уровня. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.

Литература:

  1. Программа Кубановедение для 10–11 классов образовательных учреждений Краснодарского края 2013
  2. http://fb.ru/ article/125863/kreativnost---chto-eto-v-psihologii
  3. Кубановедение Кубань в ХХ –начале ХХІ века. История. Люди. Общество. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. ОИПЦ 2014 с.79
  4. http://base.consultant.ru/ семейный кодекс Российской Федерации ст.69,70
Основные термины (генерируются автоматически): урок, Краснодарский край, учащийся, Кубань, кейс, проблема, Российская Федерация, Семейный кодекс, Краевой бюджет, Поселковое поселение.

Похожие статьи

Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Современные интерактивные технологии на уроках иностранного языка в вузе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Похожие статьи

Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Современные интерактивные технологии на уроках иностранного языка в вузе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов