Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения
Автор: Желтова Надежда Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.07.2016
Статья просмотрена: 599 раз
Библиографическое описание:
Желтова, Н. А. Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения / Н. А. Желтова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10829/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения
Предмет «Кубановедение» в 9,11 классах готовит учащихся принять современный мир динамичным и многогранным. Структура курса учебников «Кубановедение» включает разделы, которые охватываютосновные этапы истории Кубани в XX столетии, экономику Краснодарского края: современное состояние и векторы развития, социальные отношения в кубанском обществе и политический ракурс Краснодарского края сегодня, Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации и Кубань — новый культурный центр Юга России. Целью изучения курса «Кубановедение» в 9,11 классе является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. [1, с.3]
Сегодня трудно представить становление личности без образования, и процесс социализации непосредственно связан со школой. Поэтому школьный урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии.
Учебники Кубановедения реализуют развивающие программы, составленные с опорой на деятельностную парадигму обучения. Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато предполагают задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, «действуют творчески, а не по шаблону»[2, с1]. Психологи это качество называют креативностью, в основе которой мы наблюдаем способности к творчеству, связанные с определенной сферой деятельности.
Какие методы формируют это качество на уроках кубановедения? На мой взгляд, сегодня развитию креативности способствуют кейс-технологии.
Сущность кейс-технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решенийпредлагаемых ситуаций. Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения.Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Обратимся к разделу «Социальные отношения в кубанскомобществе», где изучается тема: «Семья и брак на Кубани». Цель урока — изучение основных тенденций в развитии семейных отношений на Кубани (на примере жителей Поселкового поселения Тимашевского района).Задачи урока будут звучать так: расширить представление о современной семье — это обучающая задача; вторая задача — это развитие учебных и социальных компетентностей (развивать умение находить и систематизировать информацию, формировать коммуникативные качества (работа в группах)). И третья — воспитательная задача заключается в формировании понимания ответственного отношения к созданию семьи, формировании знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. Теоретический материал в учебнике — итог большого социального проекта. Но при хороших выводах нет ни одной конкретной цифры.
Как урок сделать деятельностным? Как помочь ученику стать активным на уроке. Чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Можно пригласить на урок хорошие семьи, которые бы стали образцом для старшеклассников. Но согласитесь, родителей не выбирают, и все они для своих детей лучшие. И потому я пошла другим путем.
Ребятам было дано предварительное задание — работа с текстом в учебнике, выполнить «инсерт» или составить кластер (по выбору учащихся). Эти виды работы, развивают умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Тему «Семья и брак на Кубани» учащимся надо рассмотреть на примере образа жизни жителей Поселкового поселения.
В работе с текстом главными смысловыми единицами становятся подразделы темы: «Основные тенденции в развитии семейных отношений», и «Семейная политика», но при составлении кластера учащиеся могут выделить и другие подразделы. Проблемой в нашем случае становятся факты из жизни поселения, (количественный состав семьи, внутрисемейная роль супругов, стиль семейных взаимоотношений, роль государства в системе семейных отношений, отражение региональной политики в семьях поселения.)
На уроке учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс). Кейсом является «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, «Статья 1. Основные начала семейного законодательства».
Эти документы помогут найти пути решения проблемы, либо найти варианты выхода из сложной ситуации.
Мы наблюдаем, что обучающимся не дана проблема в открытом виде, им предстоит выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Опираясь на документ ««Статья 1. Основные начала семейного законодательства» и материал учебника, учащиеся выбирают для себя проблему, которую они выделили в кластере, например, «Стили семейных отношений в поселении». Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать, что данные приведенные в учебнике верные. Для этого кто-то составит анкету (вопросы в кластере) и провести социальный опрос, другой вариант — обратиться в администрацию поселения за данными переписи, могут быть предложены и другие варианты решения проблемы. Это будет зависеть от той информации, которую учащиеся извлекут из кейса. Учащиеся могут работать и парами, и группами, они создают свой проект. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники, проекты будут разного типа: (исследовательский, прогностический, аналитический).
В данном случае мы видим, что самостоятельная работа во внеурочной деятельности и на уроке, а это и выбор информации, ее обработка, анализ способствуют развитию умения анализировать ситуации (инсерт), оценивать альтернативы (кластер), выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление (кейс). Этот вид работы на уроке относят к интерактивным методам обучения, потому что он позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. А это значит, на уроке учитель учит учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию и определить свою позицию в данной проблеме (формируется альтернативное мышление) и от общих закономерностей учащиеся переходят к личностно-значимым, а это есть формирование понимания ответственного отношения к созданию семьи.
Урок по теме «Семья и брак» многовариативен, потому что смысловые единицы подталкивают к решению нескольких важных проблем. Смысловая единица кластера «Семейная политика» предполагает изучение направлений региональной семейной политики, обозначенных в учебнике Кубановедение.
Одно из направлений «Развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми» [3, с.79] определяет важную, актуальную как для нашего поселения, так и для Краснодарского края проблему. К нам в школу ходят ребята из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН Тополек».
Работа «Тополька» есть следствие государственной региональной семейной политики, данного направления:
- Борьба с бедностью и увеличение помощи малообеспеченным семьям
- Работа с асоциальными семьями
Кейсом для решения этой проблемы становятся статьи 63,64, 65 Семейного кодекса Российской Федерации от 8.12.1995 г. в которых мы читаем о «Правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей». Эти документы определяют «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» и контроль за «Осуществлением родительских прав». [4, ст.69,70]
Таким образом, задача учащихся узнать, какие из пунктов данных статей нарушили родители ребят, оказавшихся в «Топольке». Кейсом становится и ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13 января 2001 г. ст 1, ст. 2. где учащиеся знакомятся с «Основными задачами и принципами деятельности по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Проанализировав данные, собранные группой ребят в методическом кабинете ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН Тополек, учащиеся вместе с учителем делают выводы и обобщения, которые подтверждаются статьями 69, 70 «Лишение родительских прав» Семейного кодекса.
Использование кейс технологий при изучения кубановедения не только активизирует учащихся на уроке, но и развивает, потому что они не просто изучают документы, они становятся активными участниками решения важных проблем.
Интересно проходят уроки при изучении ІІ главы «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Краевой бюджет и налоги тема сегодня актуальная — в богатой стране — хорошо живут граждане. Кейсом на уроке становится Закон Краснодарского края от 4 февраля 2002 г. № 437 — КЗ.
Глава ІІІ Доходы бюджета статья 12 Доходы Краевого бюджета. Так как задание и к этому уроку было задано предварительно, то группа учащихся принесла «Выписка из доходов Поселкового сельского поселения». Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся стать экономистами на данном уроке и выставить свою оценку документу о доходах Поселкового сельского поселения.
На данном этапе мы видим, кейс — технологии способствуют формированию коммуникативным компетентностям обучающихся.
Изучение курса Кубановедения с использованием кейс технологий позволяет учащимся использовать приобретенные компетентности, а именно, готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию и, что не менее важно, пополнять свое портфолио. На уроках появляются мини-проекты, которые становятся основой социальных проектов и учащиеся принимают участие в конкурсах регионального и федерального уровня. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.
Литература:
- Программа Кубановедение для 10–11 классов образовательных учреждений Краснодарского края 2013
- http://fb.ru/ article/125863/kreativnost---chto-eto-v-psihologii
- Кубановедение Кубань в ХХ –начале ХХІ века. История. Люди. Общество. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. ОИПЦ 2014 с.79
- http://base.consultant.ru/ семейный кодекс Российской Федерации ст.69,70