Зарубежная школа будущего: приоритеты воспитания и образования
Автор: Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 18.07.2016
Статья просмотрена: 471 раз
Библиографическое описание:
Ахъядов, Э. С. Зарубежная школа будущего: приоритеты воспитания и образования / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10891/ (дата обращения: 15.11.2024).
Что же мы можем ожидать от школы будущего, какие модели будут преобладать в школе ХХI века?
Эти вопросы очень актуальны в наше время, в эпоху стремительных перемен, рождения принципиально новых явлений и противоречивых тенденций, не имеющих аналогов в прошлой истории человечества.
В прогностических сценариях будущих школ мы находим влияние всех представленных выше направлений педагогики: и традиционного, и гуманистического, и социологизаторского.
Широко известны 5 сценариев будущих школ Ф. Ванискотта и близкие к ним 5 моделей школ знаменитых в Европе экспертов образования Эрнеста Маркса и Леона Де Калувэ.
Рассмотрим сценарии Ванискотта:
Сценарий 1.
Школа, которая учит. Задача этого типа школ состоит в обучении. Это школа, цель которой — вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. Для достижения этой цели в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность, что можно назвать преодолением крайностей традиционализма и модернизма. Эта школа, которую можно назвать “школой-лабораторией”, станет уделять основное внимание именно обучению. Что касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.
Сценарий 2.
Селекционная школа. Это школы подготовки элиты. Во всем мире есть потребность формирования хорошо подготовленных специалистов, которые будут находиться на высших уровнях управления в экономике, культуре, политике. Поэтому должны быть школы для самых умных и способных учащихся — школы элиты. Главное внимание в таких школах уделяется отбору и обучению тех учащихся, которые способны усвоить наиболее сложный учебный материал. По мнению Б. Ф. Вульфсона, это наиболее конкурентоспособная часть учащихся. Конечно, этот сценарий противоречит тому, который долгие годы господствовал в нашей школе. Он направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, связан с ценностями индивидуального развития и продвижения и может быть реализован только при определенных социально-политических условиях свободной конкуренции.
Сценарий 3.
Школа в социокультурной системе. Эта школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова. Она должна обеспечить одновременно и индивидуальное развитие ребенка и воспитание качеств, необходимых для сознательных и ответственных граждан будущего общества. Эта модель очень трудна для реализации, поскольку требует установления принципиально иных отношений школы с другими социальными институтами и изменения статуса школы в обществе, хотя Ванискотт считает ее самой привлекательной моделью.
Сценарий 4.
Технологическая школа. Эта школа использует все новейшие технологии обучения, поэтому весь учебный процесс коренным образом изменится. Он будет протекать и в школе, и дома у телеэкрана, и в учебных центрах. Роль учителя при этом сильно изменится, а само понятие “школа” станет условным. Понятно, что реализация этого сценария имеет много трудностей и прежде всего финансовых, хотя, по мнению Ванискотта, новое поколение учителей, которое станет работать в ХХI веке, будет уметь использовать передовые технологии с детства.
Сценарий 5.
Дифференцированная школа. Эта школа позволяет обучать одновременно в одной группе учащихся с разными способностями, как это делается сейчас в массовой школе. Новым будет создание гибкой системы обучения на всех его этапах. Здесь необходимы новые возможности для различных направлений учебы, систематического наблюдения за учащимися и каждым отдельным учеником, сочетание различных методов, в том числе и жестких принудительных. Обязательное приобретение знаний сочетается с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям учащихся; будут созданы реальные возможности для переориентации учащихся в соответствии с их изменившимися интересами и способностями.
Маркс и Де Калувэ, обобщив опыт работы школ Франции, Голландии и России, выделили 3 педагогические парадигмы, которые обрисовывают лицо школы:
- Школа учебы. Она ставит цель дать сумму знаний учащихся. В основе ее — умственное образование учащихся. Основное содержание работы этой модели воплощает политику государства.
- Школа труда. Ее — цель дать профессиональную подготовку. Эта школа может работать и в рамках школы-учебы, но ее основная цель и основное содержание, имеющие место с самого начала, — подготовка к труду. Характерна для данных школ прагматическая направленность, как, например, в России, где с 1918 года существовала единая трудовая школа.
- Школа свободного ребенка. Ее цель — дать возможность ребенку самоопределяться и саморазвиваться. Учитель должен работать на поле ребенка, должен знать, что понадобится ему. Пример: Вальдорфская школа, Монтессори, Френе. В принципе идет от Руссо, затем, в конце ХIX века, — Мария Монтессори, Штайнер.
Сейчас появляются новые виды школ. Учителям важно определиться по отношению к собственное школе. Исходя из этих педагогических парадигм, Маркс и Де Калувэ сгруппировали все школы в 5 основных организационных и образовательных моделей. Чтобы проанализировать, что мы делаем, движение это вперед или регресс, они считают важным познакомить руководителей школ с парадигмами и моделями школ.
Литература:
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике / Под. ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород, 1994. Часть 1.1. C. 11–12.
- Бим-Бад Б. М. Что такое педагогика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 17. М, 2002.
- Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
- Вульфсон Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство ХХI века: прогностические модели // Педагогика. 1994. № 2.