Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников
Авторы: Попова Анастасия Николаевна, Бренер Ольга Александровна, Труфанова Анна Александровна, Мотырева Анна Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.07.2016
Статья просмотрена: 2086 раз
Библиографическое описание:
Попова, А. Н. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников / А. Н. Попова, О. А. Бренер, А. А. Труфанова, А. Н. Мотырева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10894/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы. [1, с. 2].
Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера. Сформированные в этом возрасте психические качества личности оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах (с учетом возрастных особенностей и новообразований) на долгие годы. Педагогический процесс должен строго соответствовать психологическим процессам дошкольника, то есть строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей личности ребенка конкретного возрастного этапа.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а задача педагогов в рамках детского образовательного учреждения удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Экспериментирование является самой доступной и интересной формой поисковой деятельности. В ходе эксперимента приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.
Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Специально организуемые педагогом, эксперименты, безопасны для ребенка и знакомят его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы. Все игрушки, оборудование, материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание развивающей предметно-пространственной среды необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.
В период от 1,5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
Большое значение для детей этого возраста имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами [3, с. 9].
На четвертом году жизни у дошкольников возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы.
Начиная с этого периода очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их в результате экспериментальной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагогу следует продумать методику проведения опыта, вместе с ребенком осуществляет необходимые действия. Дошкольники еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
В среднем возрасте у детей проявляется интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком и т. д. Предметное наполнение центра экспериментирования должно включать в себя: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; шарики воздушные; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.
В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.
В данном возрасте дети проявляют большой интерес к наблюдениям за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, питание, дыхание, размножение, к строению, значению, функций, видоизменению частей растения, К характерным особенностям факторов внешней среды (экосистемы). В старшей группе добавляются игры с электричеством, игры со звуком, теплотой, игры с человеком, рукотворным миром, свойствами материалами.
На шестом году жизни, проведение экспериментов должно стать нормой, единственным успешным методом ознакомления дошкольников с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
В уголке для экспериментирования в подготовительной к школе группе должны быть наличие следующих материалов: стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.). Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли. Различные часы, безмен. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. Набор для опытов с магнитом. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель). Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад». Должны быть растения: приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: бегония-рекс; алоэ; хлорофитум; каланхоэ; циперус.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Возможна организация Метеостанции, где будут расположены:
Картина сезона, модели года и суток. Календарь погоды. Календарь наблюдения за птицами. Календарь наблюдений за солнцестоянием. Дневник наблюдений на каждый день за растениями [2, с. 89].
Метод экспериментирования как средство развития познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов: рост познавательной и речевой активности; дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой; создание мотивации к обучению; благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ; проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов; знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Литература:
1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.
2. Дыбина О. В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. -М: Торговый Центр, 2005.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002.