Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Дата публикации: 17.07.2016

Статья просмотрена: 3923 раза

Библиографическое описание:

Гордеева, С. И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы / С. И. Гордеева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10901/ (дата обращения: 15.11.2024).



В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные условия необходимые для реализации индивидуального подхода к учащимся, учет индивидуальных особенностей и их развитие.

Ключевые слова: урок технологии, индивидуальный подход, индивидуализация, учет и раскрытие особенностей учащихся, ФГОС

Великие отечественные и зарубежные педагоги во все времена особое внимание уделяли индивидуальному подходу к воспитанию и образованию ребенка. В работах Каменского Я. А., Руссо Ж-Ж., Оуэна Р. мы выделяем наиболее интересные выводы. Ян А. Каменский отметил первым, что обучение должно выстраиваться, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, которые выявляются систематическим наблюдением. Так же данная проблема получила развитие в учениях отечественных прогрессивных педагогов: Ушинский К. Д. разработал методику приемов индивидуального подхода к детям. Макаренко А. С. считал, что индивидуальный подход это неотъемлемая часть педагогики. Цель воспитания, по Л. Н. Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоничному развитию всех сил и способностей детей, через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений.

Образование, осознается людьми главенствующей социальной ценностью современности: в обществе формируется устойчивый спрос на образовательные услуги, отчетливо прослеживается динамика профессиональных ориентаций молодежи. Уроки «Технологии» в школе являются первым шагом к профессиональной ориентации молодежи, особенно актуальных на сегодняшний день рабочих специальностей.

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение требований инновационной экономики, основанной на стремительно изменяющихся технологиях, а также запросов общества.

Основная задача здесь — построение приоритетов и структуры среднего образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

По сравнению с выпускниками прошлых лет, нынешние выпускники более конкурентоспособны, готовы к быстрой трансформации своих представлений и ценностей, профессионально социализируются, проявляя большую целеустремленность, мотивированность в трудовой деятельности, которую начали формировать еще со школы. На таких выпускников всегда есть спрос на рынке труда.

Учреждения образования, в том числе и наша школа, формируя профессиональную культуру и профессиональные качества на уроках «Технологии», ориентируют учащихся на становление и поддержание на соответствующем уровне своей профессиональной репутации, на уважение таких традиционных ценностей труда, как долг, ответственность.

Формирование у учащихся системного мышления, профессиональной и творческой активности, социальной компетентности и проходит как в образовательной среде, так и за счет проведения внеучебных мероприятий, выставок творческих достижений учащихся, ярмарок-распродаж и многое другое.

Современная тенденция в системе образования направлена к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но, при всем количестве публикаций, проблема индивидуального подхода раскрыта скудно, совсем мало сущности принципа и технологии осуществления.

«Индивидуальный подход» — это дидактический принцип обучения и воспитания, сущность которого состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических способностей.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на индивидуализацию обучающихся. В процессе индивидуального подхода, обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

ФГОС ставит цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности. [4]

Одной из важнейших профессиональных компетенций учителя технологии является его способность к реализации индивидуального подхода к учащимся. Особое значение приобретает эта компетенция в современных условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС.

ФГОС указывает на реальные виды деятельности и образовательные результаты обучения учащихся: личностные, метапредметные и предметные. Для учителя технологии они представлены в Примерной программе по предмету «Технология», так например к личностным образовательным результатам относятся: осознание необходимости общественное полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации и др.; к метапредметным: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и др.; к предметным: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений и др. [3]

Основной формой организации обучения учащихся технологии является урок. Главная проблема встает перед учителем, как вести учет особенностей и организовать индивидуальную работу с обучающимися в процессе урочной деятельности. Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Метод проектов, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, саморазвития личности, игровые технологии, технологии групповой деятельности, к которым применим также индивидуальный подход к учащимся.

  1. Наиболее успешно осуществить индивидуальный подход к учащимся, возможно применяя различные виды самостоятельной учебной работы. При выполнении учащимися самостоятельных заданий учителю видны трудности отдельных учащихся, с которыми они сталкиваются и своевременно оказывать коррекционную помощь. Так же при работе с успешными учениками учитель может давать более усложненные задания, отвечающие их высокому уровню подготовки, тем самым стимулирую развития их способностей.
  2. Основной акцент в индивидуальной работе ставится на подходе к «сильным» и менее успешным по успеваемости учащимся. Соответственно общие требования необходимости чуткого и заботливого отношения педагога к улучшению успеваемости реализуется к разным категориям учащихся.
  3. Индивидуальный подход на уроках технологии к учащимся осуществляется через проверку и оценку знаний. С целью побуждения к регулярным занятиям, мотивирования и повышения эффективности учебной работы менее успешные в учебе школьники подвергаются более частой проверке усвоения материала. Характеру проверки и оценки знаний, а также их степени трудности свойственна некоторая дифференциация. Задания для обучающихся по теме могут быть более или менее сложные, с различной творческой направленностью в зависимости от успеваемости учащегося и его личностных особенностей.

Рис. 1. Дифференцированный подход в индивидуальной работе с учащимися на уроках «Технология»

  1. Необходимым в индивидуальном подходе является коллективная направленность в построение урока, так чтоб учащиеся имели возможность помогать друг другу и взаимодействовать.
  2. Большое значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию мотивов к успешной учебе у учащихся, которые не проявляют старания в получении и применения знаний, не проявляют интерес к производственному труду и многое другое.

Именно сочетание коллективной и индивидуальной работы со школьниками на уроке технологии обеспечивает необходимую продуктивную педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальная работа учащихся на уроках технологии плавно должна переходить в групповые занятия и обратно. На уроках по технологии некоторые учащиеся проявляют интерес к моделированию, технике, другие к декоративно-прикладным искусствам, проектированию и др. Педагог, поддерживая и подкрепляя интерес учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь, распределяет между учащимися привлекательную именно для них самостоятельную работу, тем самым удовлетворяя их индивидуальные интересы. Распределив работу по интересам среди учащихся, далее образуются группы по интересам для коллективного взаимодействия и представления своих и общих работ перед классом.

Таким образом, обеспечиваются благоприятные психолого-педагогические условия для проведения групповых занятий по предмету «Технология» и обеспечивается реализации ФГОС.

Результативность от правильного введения ФГОС на уроке заключается не только в прохождении и усвоение программы, но и в личностном росте учащихся, которое помогает стать компетентным: умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Литература:

  1. Атаулова О. В. О структуре урока технологии// Школа и производство. — 2004. № 1.
  2. Николаев В. В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: учебное пособие. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа образовательная учреждения. Основная школа / сост. е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2014.
  5. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 4. — С. 50-54.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный подход, урок технологии, учащийся, индивидуальная работа, индивидуальная особенность учащихся, интерес, оценка знаний, профессиональная ориентация молодежи, работа, учитель технологии.

Ключевые слова

индивидуализация, ФГОС, индивидуальный подход, урок технологии, учет и раскрытие особенностей учащихся

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...