Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ребакина, Н. В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр / Н. В. Ребакина, Н. В. Гафарова, Е. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10910/ (дата обращения: 15.11.2024).



Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Строительно-конструктивные игры в силу их созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В их русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи строительно-конструктивных игр актуальным.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Эффективным средством для развития творческих способностей детей являются строительно-конструктивные игры.

По данной теме исследования проводили следующие авторы: Анистратова А. А., Гришина Н. И., Владимирова С. Е. Варкни Н. П., Гульянц Э. К., Базик И. Я., Гульяну Э. К., Давидчук А. Н., Дементьева Л. А. и др.

Исследование творческих способностей проводилась в АНО ДО детский сад № 107 «Ягодка» г. Тольятти.

В эксперименте принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития воображения были определены следующие показатели:

– умение создавать необычные, оригинальные образы;

– умение видеть целое раньше части;

– скорость процессов воображения.

Выявить уровень позволили методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), «Складная картинка» (Синельниковой В., Кудрявцевой В.),

«Придумай рассказ» (О. М. Дьяченко).

Рассмотрим содержание и результаты исследования.

Методика 1. «Дорисовывание фигур» Дьяченко О. М.

В ходе данной методики были выявлены дети:

С достаточным уровнем (8 детей — 53 %) которые изображают несколько объектов по воображаемому сюжету, заданная фигура используется качественно по-новому.

С близким к достаточному уровнем (5 детей — 34 %) которые, изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет, либо изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

С недостаточным уровнем (2 детей- 13 %) которые не понимают задачу, рисунки однообразны, схематичны, лишены деталей.

Методика 2. «Складная картинка» Синельниковой В., Кудрявцевой В. (приложение 2).

В ходе проведения методики 2 были выявлены такие результаты:

С достаточным уровнем (2 детей — 13 %) которые давали ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, построение новых сюжетов.

С близким к достаточному уровню (10 детей -67 %) которые давали ответы описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его.

С недостаточный уровнем (3 детей -20 %) которые не давали ответа или отказывались от выполнения задания.

Методика 3. «Придумай рассказ» Дьяченко О. М. (приложение 3).

По данной методике были получены следующие результаты:

С достаточным уровнем (3 детей–20 %) придумали данный рассказ в течение не более, чем 30 сек;

С близким к достаточному уровнем (7 детей–46 %) на придумывание рассказа ушло от 30 сек до 1 мин;

С недостаточным уровнем (5 детей–34 %) за минуту так и не смогли ничего придумать.

По результатам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития творческого воображения детей изучаемой группы близкий к достаточному

Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к разработке содержания формирующего эксперимента, который направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр.

Целью экспериментальной работы являлось развитие творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр.

Задачами формирующего эксперимента явились:

– развивать умение создавать необычные, оригинальные образы;

– развивать умение видеть целое раньше части;

– развивать скорость процессов воображения.

Для реализации поставленных задач предлагаем провести следующий комплекс мероприятий:

  1. Организовать предметно-игровую среду в группе, которая должна быть:

– содержательно-насыщенной, развивающей;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– вариативной;

– доступной;

– безопасной;

– здоровьесберегающей;

– эстетически-привлекательной.

  1. Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп.

1 группа. Конструирование из бумаги

Задачи:

– Познакомить детей с разными свойствами бумаги (мягкость, плотность, гладкость, матовость, цвет, по-разному называется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней.

– Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть в обрывках или комках смятой бумаги конкретные предметы (объекты) реальной действительности.

– Упражнять по-разному действовать с бумагой (мять, рвать).

– Учить работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.

– Ввести в активный словарь: существительные (бумага, трубочка, комок, полоска, салфетка, газета, цвет, картон, пальцы, руки); прилагательные (послушная, красивая, газетная, туалетная, синяя, красная, зеленая, желтая, мягкая, твердая, гладкая, большой, маленький); глаголы (шуршит, рвется, свернуть, разорвать, порвать, смять, сжать, помогать, вижу, видим).

– Учить понимать вопросы косвенных падежей «Что?» (мну, комкаю), «Чем?»; отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что делает?» с опорой на предмет и действие; согласовывать прилагательные с существительными в мужском и женском роде единственного числа именительного падежа (Бумага какая? — Послушная, мягкая, твердая, гладкая, синяя. Трубочка большая, маленькая. Комок большой, маленький, красный, синий, желтый, зеленый); строить предложения из двух слов (Вот салфетка. Дай комок).

2 группа. Конструирование из строительного материала

Задачи:

– Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами (различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала — строить разнообразные конструкции.

– Учить экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — видеть в разных по форме и величине деталях строительного материала, объединенных по определенному принципу, знакомые объекты.

– Побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами.

– Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов. Учить работать совместно со сверстниками.

– Закреплять в активном словаре детей: существительные (кубик, кирпичик, дом, башня; другие существительные, обозначающие постройки по замыслу детей); прилагательные (большой, маленький, одинаковый, разный, низкий, высокий, твердый, желтый, красный, синий, зеленый); глаголы (положил, соединил, поставил, сделал, построил); местоимения (я, он, она, они, мы).

– Учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего и прошедшего времени (Я сделал. Мы построили. Она поставила); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что делает? Что делают? Что сделал? Что сделали? Что это?); строить предложения из двух слов.

3 группа. Конструирование из деталей универсального конструктора

Задачи:

– Познакомить детей с конструктивными свойствами и функциональным назначением деталей универсального конструктора в процессе самостоятельного экспериментирования с его элементами (разными по форме, цвету, величине геометрическими фигурами).

– Развивать воображение, осваивать действие опредмечивания — учить видеть в разных сочетаниях элементов конструктора конкретные предметы (объекты) действительности.

– Учить детей аккуратно действовать с деталями конструктора.

– Воспитывать желание работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.

– Активизировать в активном словаре: существительные (фигурка, кружок, треугольник (крыша), квадратик, ягодка, яблочко, картина); глаголы (лежать, помогать, брать, делать, положить, собрать, снять, потерять); прилагательные (красивый, разноцветный, зеленый, красный, желтый, синий, круглый, маленький, большой).

– Учить согласовывать прилагательные с существительными (цветок синий, красный, желтый, красивый; дом низкий; ягодка красная, маленькая; кружок маленький, большой); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь?) с опорой на предмет и действие; строить предложения из двух слов (Я беру. Оля сделала); употреблять глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (кружок лежит — яблоки лежат; я беру — они берут; я положил — они положили; он сделал — мы сделали; я собрал — мы собрали; я снял — мы сняли).

По итогам проведения данных занятий предполагается, что уровень творческого воображения детей старшего дошкольного возраста повысится.

Теоретический анализ литературы показал, что проблема развития творческого воображения чрезвычайно актуальна и в наши дни. Воображение есть форма активности, выражающаяся в изменении, перекомбинировании элементов опыта и позволяющая использовать его гибко и точно. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения — создание (видение) целостного образа раньше его частей. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Деятельность по конструированию может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей

Литература:

  1. Анистратова, А.А., Гришина, Н. И. Развиваем творческие способности [Текст] / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. –М., 2008. — 56 с.
  2. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] /А. Н. Давидчук. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 76 с.
  3. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. -2007. -№ 16.-С.32
  4. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческое воображение, старший дошкольный возраст, творческое воображение детей, достаточный уровень, строительный материал, воображение, констатирующий эксперимент, активный словарь, недостаточный уровень.

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию