Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания знаний ученика
Автор: Сулейменова Мейрамгуль Мейрашовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2016
Статья просмотрена: 2575 раз
Библиографическое описание:
Сулейменова, М. М. Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания знаний ученика / М. М. Сулейменова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10920/ (дата обращения: 19.12.2024).
Глава государства отметил, что «нам необходимо достичь высокого уровня предоставления образования в стандартах мирового масштаба», поэтому в образовательную систему нашей страны, согласно мировым стандартам, введена модель критериального оценивания.
Особенности Интегрированной модели критериального оценивания (далее ИМКО) заключаются в том, что она дает возможность формирования и развития основных качеств личности 21 века, такие как исследование (анализ и синтез), навыки решения проблем, критическое мышление, самостоятельное обучение, сотрудничество, обработка информации, креативность и проектирование, практические и экспериментальные навыки.
Эти качества развиваются при освоении целей ИМКО, которые составлены на основе учебных программ и учебных планов и направлены на получение знаний и освоение навыков. По казахскому языку освоение навыков оценивается по следующим критериям: аудирование, чтение, письмо, говорение.
Вводить какие-либо новшества не всегда было легким путем. В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Караганда (далее НИШ ХБН г. Караганды) оценочная модель внедряется с сентября 2013 года как новый вид модели оценивания. В первое время были трудности и много неясных моментов для учителей и учеников в применении данной модели.
При ее внедрении в практику при обучении казахскому языку мы столкнулись со следующими трудностями:
− при освоении языка отсутствие базовых знаний;
− необходимость дополнительного времени для освоения учениками системы ИМКО;
− сложности в составлении дескрипторов для оценки знаний;
− отсутствие опыта работы по ИМКО;
− определение временных промежутков для выполнения формативных работ;
− подготовка устных заданий в рамках формативных работ для оценивания навыков говорения;
− нехватка времени при достижении обучающих целей по критериям говорение и письмо.
Несмотря на все это, благодаря обучению и семинарам, внутришкольным совещаниям для координаторов ИМКО и обмену опытом по мастер-классу, организованными Департаментом по качеству образования, Центром педагогических измерений, иностранного коллеги М.Шайном, мы преодолели все трудности. При работе с данной системой начали замечать множество положительных сторон модели критериального оценивания.
Основной задачей ИМКО является самостоятельное определение учеником уровня своих знаний, так как ученик для достижения цели ставит определенные задачи и самостоятельно работает над ними. Более того ученики зная дескрипторы, понимают, что им нужно и стараются выполнять задания в соответствии с требованиями. Работая с данной системой, ученик оценивает себя и свои знания непредвзято.
Для учителя стало возможным оценивать знания учеников не в сравнении или по общей картине, а применяя определенные критерии.
Уровень освоения учебного материала и навыков по образовательной программе определяется дескрипторами, составленнымидля формативных работ.
Качественно составленные дескрипторы для заданий по достижению учебных целейопределяют профессионализм учителя-предметника. Таким образом, стало очевидным, что при составлении заданий, в первую очередь, учитель должен глубоко вникнуть в цель обучения, для того чтобы рассмотреть возможные пути достижения цели. Я стала учитывать необходимость составления дескрипторов понятных для учеников и направленных на результат.
В 8L2-классах по разделу «Искусство и литература» хочу предоставить вашему вниманию задания и дескрипторы, составленные по цели обучения:
«Т3. Понимание и прогнозирование деталей текста».
Задание:
- Прослушайте внимательно песню «Ақ көгершін»;
- Найдите в песне сравнения, относящиеся к голуби;
- Голубь является символом чего? Мысль выразите в 3 предложениях.
На основе данных заданий составлены следующие критериий успеха:
Таблица 1
Лист оценивания ученика
Цели обучения |
Крит. |
Критериий успеха |
Д |
С |
Вывод |
|
д |
с |
|||||
ЦО1 |
Т3 |
Понимает детали песни |
|
|
|
|
Находит сравнительные слова, относящиеся к голуби |
|
|
||||
Выражает свое мнение относительно символизма в трех предложениях |
|
|
||||
По цели «А4 уметь уверенно и свободно отвечать на вопросы» было составлено задание-игра «Ярмарка блюд». В ходе игры ученики поделились на 2 группы: на продавцов и покупателей.
Задание:
Продавцы готовят свои товары. Ученики-покупатели идут на ярмарку и ищут нужные товары. Продавцы уверенно рекламируют полезность для человеческого организма своих продуктов. Покупатели по своему желанию задают вопросы продавцам и чтобы быть уверенными в выборе товара стараются побольше узнать о нем.
Покупатели делятся мыслями, почему они выбрали этот товар.
В результате выполнения задания цель урока была полностью достигнута. Так как учащиеся, используя доказательства, сумели вступить во взаимодействие покупатель-продавец без подготовки и выразить свое мнение. Ученики по собственному желанию составили следующие критерии успеха отдельно для продавца и покупателя:
Таблица 2
Лист оценивания ученика
ЦО |
Крит. |
Критериий успеха |
Д |
С |
Вывод |
||
д |
с |
||||||
ЦО 1 |
А4 |
Продавец |
|
|
|||
Может собрать важную информацию про свой товар. |
|
|
|||||
Может уверенно рекламировать свой продукт |
|
|
|||||
Отвечает без затруднения на вопросы ученика-покупателя |
|
|
|||||
По грамматическим нормам допускает 2–3 незначительные ошибки |
|
|
|||||
Покупатель |
|||||||
Слушает внимательно информацию, предоставленную продавцом |
|
|
|
|
|||
Может задать продавцу не менее 2 вопросов о товаре |
|
|
|||||
При объяснении причины выбора товара говорит уверенно |
|
|
|||||
Умело применяет информацию, данную продавцом |
|
|
|||||
По грамматическим нормам допускает 2–3 незначительные ошибки |
|
|
|||||
По критериам, составленными учениками, они оценивают друг друга: продавцы-покупателей, покупатели-продавцов.
Однако, у плодотворной работы есть свои трудности. В моей практике у учеников, для которых казахский язык считается вторым языком, навыки письма и говорения ниже по сравнению с навыками аудирования и чтения.
При формативном оценивании по этим двум навыкам для достижения цели обучения ученикам дается несколько возможностей. При проверке данных работ, если несколько учеников допустили одну и ту же ошибку по одному дескриптору, в первую очередь я ищу недостатки в своем планировании, используя такие вопросы «Что не учла в составлении дескриптора? «Что не понятно ученику?». «В чем трудность?». Это выясняю при работе с детьми, которые получили оценку «Стремится». Беру на заметку, что надо учесть в следующих заданиях и дескрипторах. Для дальнейшего достижения цели обучения использую другие методы и виды заданий.
Для достижения цели обучения «Ж2» в разделе «Вода, ее изображение в музыке, литературе и визуальном искусстве» на предыдущих уроках объяснила художественно-выразительные средства по данной теме, значения пословиц и поговорок о воде. На следующем уроке учащиеся, используя выразительные средства, выполнили письменную работу, то есть написали монолог Воды.
Чтобы качественно выполнить задание, был разработан алгоритм выполнения задания:
- Опишите цвет, вкус, особенности Воды, используя выразительные средства.
- Докажите важность Воды в жизни человека, уместно используя пословицы и поговорки.
- Свяжите с жизнью поговорку «И у воды есть спрос».
- Выразите предложение, пожелания для потребителей воды.
Считаю, что данный вид работы способствует развитию навыков письма и говорения учащихся, так как предложенный алгоритм позволяет систематизировать и выразить свою мысль.
Так как ИМКО внедрили в систему школы в этом учебном году, мнения и взгляды учащихся на модель оценивания были разные. В анкетировании, однако, все 110 учащихся дали высокую оценку ИМКО, в особенности способствует развитию навыков письма и говорения.
Рис. 1.
В инструктивно-методическом письме об организации учебного процесса в НИШ отображается цель обучения казахскому языку в Назарбаев Интеллектуальных школах — через обучение свободному общению, грамотному письму развивать языковые способности личности, понимание общественного значения языка, соблюдение его норм, уважение государственности. Данная цель показывает, что овладение языковыми навыками способствует формированию личности, а реализацию цели мы напрямую связываем с ИМКО.
Литература:
- Руководство по формативному и внутреннему суммативному оцениванию, Астана, 2015 г.