Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Автор: Корниенкова Ульяна Алексеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.08.2016
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Корниенкова, У. А. Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» / У. А. Корниенкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10921/ (дата обращения: 15.11.2024).
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Изложение своего опыта я хотела бы начать словамииндийского писателя Тагора«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этом высказыванииясно выражена мысль о единстве нравственного и эстетического воспитания. Действительно воспитание средствами искусства — неотъемлемая часть достойного образования.
Одной из главных задач ДОУ всегда было введение ребенка в мир музыки, живописи, литературы, так как искусство, по определению известного искусствоведа Ю. Б. Борева, это «форма освоения мира» по законам красоты.
Однако существует противоречие. Современная культура становится все более агрессивной. Средства массовой информации навязывают объекты культуры в виде поп-музыки, далекой от идеалов, звучащей отовсюду громко и постоянно; в поэзии не услышишь слов родных золотую вязь, не увидишь душу живописи в современном рисунке. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей способен противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
В решении этой острой проблемыогромную роль играют шедевры классики. Классическое искусство расширяет социальный опыт человека. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции, чувства, мышление, воображение и т. д., однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств.
Ещё Д. Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись».Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой для создания всего многообразия спектра искусства. [1, c. 1]
Об этом же говорила Т. С. Комарова. В основе ее программы эстетического воспитания «Красота. Радость. Творчество» лежит принцип интеграции искусств, т. е. взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта не случайно музыкальная деятельность представлена в образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.
Как же обеспечить синтез искусств в образовательной деятельности на музыкальных занятиях?
Ответ на этот вопрос я нашла, изучив авторские программы О. В. Куревиной «Синтез искусств», О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», И. Каплуновой «Ладушки», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а так же опыт российских педагогов-практиков.
Это помогло мне сделать вывод, что принцип интеграции искусств возможно реализовать, используя метод проектов. Именно это легло в основу моей концепции «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Работая над этой проблемой, я поставила следующие задачи:
- изучить методику проектной деятельности;
- определить тематику проектов;
- систематизировать темы музыкально-образовательных проектов в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
- разработать музыкальные проекты.
Изучив методику проектной деятельности, я определила тематику и разработала такие музыкальные проекты как «Зима глазами художников, писателей и композиторов», «Пушкин среди нас», «Чайковский «Детский альбом».
Работа над каждым проектом начинается с выдвижения гипотезы, цели, задач, определения круга представлений детей с помощью модели 3 вопросов:
- Что мы знаем?
- Что хотим узнать?
- Где это можно узнать?
Работа над проектом строится в три этапа:
− Первый этап — подготовительный;
− Второй этап — основной;
− Третий этап — практический.
На первом этапе происходит первичное ознакомление с музыкальным произведением или творчеством композитора, осознание общего характера произведения. Определяются цели и задачи, и начинается накопление впечатлений, переживаний, образов, чувств, представлений.
На втором этапе происходит уточнение представлений, различение отдельных эпизодов в произведении. Дети получают более глубокие представления о произведениях.
Для развития музыкального восприятия детей демонстрирую репродукции картин известных художников (В. Васнецова, И. Шишкина, И. Сурикова, И. Репина), близких по настроению исполняемой музыки.
А ещё мы рисуем музыку. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается.Чувство цвета, как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное «я». [4, c. 2]
Для обогащения и дополнения представлений детей о музыкальных образах я использую стихи поэтов-классиков, которые перекликаются с характером и содержанием произведения.
Кроме того, на этом этапе мы с детьми разучиваем танцы, просматриваем образовательные мультфильмы, слайды, фрагменты балета и т. д.
На третьем этапе идет завершение работы над произведением или завершение работы определенного цикла. На этом этапе проводятся музыкальные викторины, конкурсы, утренники.
Итогом проекта становится музыкально-художественная гостиная, где дети проявляют не только свои знания, но и эмоции, чувства, переживания. Происходит формирование полной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализоватьосновные задачиобразовательной области«Художественно-эстетическое развитие».
− Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
− Становление эстетического отношения к окружающему миру;
− Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
− Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
− Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). [2, с. 242]
При организации музыкально-художественной гостиной, а так же в работе над всем проектом я использую различные методы:
− наглядно-слуховой метод;
− наглядно-зрительный;
− словесный;
− практический.
Кроме традиционных методов я применяю методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой:
− метод контрастных сопоставлений произведений;
− метод уподобления характеру звучания музыки.
Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Метод уподобления характеру музыки подразумевает сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями. Это помогает ребенку почувствовать характер музыки, активно пережить свои впечатления.
Этот метод включает в себя следующие приемы:
− моделирование элементов музыки в движении (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
− вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
− выражение образного содержания характера музыки мимикой;
− оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
− инсценирование песен, подвижные игры;
− выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т. д.). [3, c. 1]
Чтобы музыкально-художественные гостиные были разнообразными, запоминающимися и продуктивными я использую разные формы организации, такие как вечер у камина, бал, музыкально-литературный салон.
Анализ моей работы по данному направлению показал положительные результаты. Повысилась эмоциональная отзывчивость детей. Например, рассказав ребятам о детстве П. И. Чайковского, а затем, слушая его произведение «Мама», я увидела, как музыка всколыхнула в детях столько переживаний, что девочки не смогли сдержать слез.
У детей сформировались навыки слушания музыки, видно, как ребята погружаются в произведение, как они внимательно слушают и представляют её образы, используют в речи эпитеты и образные выражения. Интересными стали ответы детей на вопросы, о характере музыки, её образах. Так, слушая произведение «Баба Яга» П. И. Чайковского, дети говорили, что им от этой музыки жутко и страшно. А раньше они могли сказать только, что музыка хорошая, красивая, либо плохая, громкая.
Повысилась творческая активность детей и родителей. Все больше желающих принять участие в выставке «Музыка глазами детей», исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песню или станцевать, рассказать стихотворение.
Сравнительные результаты мониторинга показателей музыкального развития детей в среднем по двум группам на 01.02.2016г. представлены в таблице.
Таблица 1
Группа |
Сформирован |
В стадии формирования |
Не сформирован |
|||
Н. г. |
С. г. |
Н. г. |
С. г. |
Н. г. |
С. г. |
|
Старшая группа |
10/27 % |
13/35 % |
25/66 % |
23/62 % |
2/5 % |
1/3 % |
Подготовительная группа |
15/36 % |
25/58 % |
27/64 % |
18/42 % |
0 % |
0 % |
В среднем по детскому саду |
25/31 % |
38/47 % |
52/65 % |
41/51 % |
2/2,5 % |
1/2 % |
У 47 % детей показатели сформированы, т. е. находятся на достаточном уровне, наблюдаются в самостоятельной деятельности ребенка и в совместной деятельности со взрослым.
У 51 % детей показатели в стадии формирования.
И у 2 % детей (дети с ОВЗ) мониторинг показал недостаточный уровень сформированности интегральных показателей по музыкальному развитию.
Об эффективности проделанной работы можно судить по результатам участия детей в конкурсах различного уровня. Например, в 2015 году мы представляли фрагмент музыкально-художественной гостиной «Пушкин среди нас» на городском конкурсе «Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он…» и были награждены дипломом первой степени. О музыкально-художественной гостиной «У камина» был показан сюжет на телеканале «Стелла».
Таким образом, моя гипотеза, о том, что метод проектов является средством интеграции разных видов искусств, подтвердилась в полной мере. Действительно, синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребенка и намного эффективнее возможностей отдельных искусств в художественно-творческом развитии детей.
Литература:
- Афонченкова С. П. Использование интеграции на музыкальных занятиях. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/05/18/ispolzovanie-integratsii-na-muzykalnyh
- Волосовец Т. В. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т. В. Волосовец. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 456 с.
- Головина Б. Г. Методика проведения «Музыкальной гостиной» в ДОУ [Электронный ресурс] // Электронный ресурс — режим доступа: http://detstvogid.ru/metodika-provedeniya-muzyikalnoy-gostinoy-v-dou/.html
- Павлова Л. Д. «Обобщение опыта работы музыкального Руководителя» [Электронный ресурс] // Электронный ресурс — режим доступа: http://kazanobr.ru/node/5171