Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время
Автор: Ашимбаева Дина Сирековна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 31.07.2016
Статья просмотрена: 3228 раз
Библиографическое описание:
Ашимбаева, Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время / Д. С. Ашимбаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10929/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается проблема сиротства в настоящее время, выделены основные этапы подготовки семьи к усыновлению ребенка. Рассматриваются основные характеристики замещающей семьи.
Ключевые слова: сиротство, замещающая семья, приемная семья, сопровождение замещающей семьи
The article considers the problem of child abandonment at the moment, highlighted the main stages of the family prepare for adoption of a child. The main characteristics of the substitute family.
Keywords: an orphanhood, the replacing family, a foster home, maintenance of the replacing family
Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье.
При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Пути социализации, вхождения таких детей в полноценную жизнь нелегки и весьма противоречивы
Проблема сиротства является одной из острейших социально-психологических проблем любого общества, решение которой связывается с вопросами его дальнейшего существования.
В реализации современной государственной социальной политики в области защиты детей-сирот обозначилась четкая и долгосрочная тенденция перехода на семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения, и развития института замещающей семьи.
Замещающая семья представляет собой новое семейное пространство, которое развивается так же, как любая другая семья, осуществляет те же функции. Но выполнение ее основной функции воспитания детей зачастую не связано с рождением детей. Замещающая семья берет на себя ответственность по воспитанию ребенка, имеющего свое прошлое, не зависимое от данной семьи. Перед замещающими родителями стоит сложная задача — создать все необходимые условия для успешной адаптации принятого ребенка, развития у него полноценного чувства привязанности к новой семье. Это вполне возможно при правильной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребенка в семью, которое формируется на основе их психологической и педагогической готовности и медико-социально-правовой информированности. [1] Профессиональное сопровождение замещающей семьи состоит из сопровождения как приемного родительства, так и сопровождение самого ребенка в условиях замещающей семьи. Оно заключается не только в осуществлении проверки условий жизни и воспитания ребенка, но и в системном сопровождении его эмоционального, поведенческого и умственного развития, отношений в семье, при необходимости его контактов со сверстниками в школе и определение его образовательной траектории. Профессиональным сопровождением замещающих семей в регионах страны занимаются специалисты органов опеки и попечительства, патронатных служб, а также центров семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [2]
Сопровождения замещающих семей реализуется в четыре этапа:
- Первый этап — поисковый, т. е. это организация поиска потенциальной семьи через сформированное информационное поле по заданной проблеме.
- Второй этап — формирующий: прием документов, рассмотрение документов и оценка рисков, обследование жилищных условий, подготовка акта и заключения о возможности кандидатов стать замещающими родителями.
- Третий этап — это уже непосредственное сопровождение созданной замещающей семьи. Каждая вновь созданная замещающая семья нуждается в психолого-педагогическом и юридическом сопровождении. Сопровождение включает в себя консультации юристов, психологов, социальных педагогов, социальных работников.
- Четвертый этап — оценочно-результативный. Наилучшим результатом семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их успешная адаптация в семье и улучшение показателей физического, психического и душевного состояния. Кандидаты с достаточно высокой мотивацией и большей степенью готовности, имеющие достаточные ресурсы для воспитания детей передаются в группу для подготовки в «Школе приемных родителей» и подбора ребенка.
Занятия в «Школе приемных родителей» дают возможность психологически и практически подготовиться к роли родителя-воспитателя, это наиболее эффективная возможность для кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. [3]
Цели занятий в «Школе приемных родителей»: побудить кандидатов задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание чужого ребенка; развить у них большую уверенность в себе, помочь им осознать свои умения и навыки в воспитании детей; подвести кандидатов в замещающие родители к осознанию реальных проблем в воспитании приемного ребенка, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя, и принять более взвешенное решение; показать кандидатам структуру взаимодействия служб и разделения ответственности, чтобы они могли почувствовать себя более уверенно в роли замещающих родителей; поощрять желание кандидатов в приемные родители к дальнейшему обучению. Программа занятий в «Школе приемных родителей» предполагает работу юристов, психологов, социальных педагогов и медицинских работников с потенциальными родителями.
Таким образом, необходимость прохождения потенциальными замещающими родителями определенного курса обучения по вопросам воспитания приемных детей не вызывает сомнений, т. к. опыт отечественной практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи в результате говорит о многих проблемах, которые возникают из-за неэффективности функционирования замещающих семей. При отсутствии профессионального сопровождения данного процесса со стороны органов опеки или специалистов центра сопровождения замещающих семей многих приемных родителей охватывает чувство разочарования и неуверенности в своих силах, что побуждает их к прерыванию договора о создании замещающей семьи.
При проведении эмпирического исследования, направленного на выявление характерных особенностей замещающих семей мы смогли сделать следующие выводы:
Во-первых, подавляющее большинство опрошенных респондентов оформляли опеку в первый раз и считают, что ответственность за дальнейшую судьбу ребенка лежит полностью на них и что практически все приемные семьи нацелены на дальнейшее содержание, воспитание приемного ребенка, оказывая ему помощь в адаптации, социализации, получении образования и т. д.
Во-вторых, как показали результаты исследования, существуют проблемы в виде недостатка материальных и денежных средств и нехватки жилой площади при установлении опеки над приемным ребенком, а также для значительной части респондентов большую роль в принятии решения сыграло мнение остальных членов семьи, а точнее отсутствие их согласия на столь серьезный шаг.
В-третьих, положительные результаты были получены при изучении эмоциональной привязанности приемного ребенка к опекунам, что подтверждается тем, как он к ним обращается, в 100 % случаев это — «мама и папа», т. е. отношения в семье успешно развиваются, как правило это дружеские, доверительные отношения. Был сделан вывод о том, что именно успешная адаптация ребенка в приемной семье так положительно сказалась на всем самочувствии ребенка, т. к. такое же 100 %-ое число опрошенных утверждают, что здоровье ребенка в период нахождения в приемной семье заметно улучшилось.
Анализируя полученные выводы, можно говорить о том, что, несмотря на материальные трудности и внутрисемейные разногласия об усыновлении ребенка, данная мера социальной политики относительно решения проблемы сиротства является результативной. О результативности свидетельствует как улучшение здоровья детей, их психологического комфорта. Немаловажную роль в этом занимает как ответственная позиция будущих родителей, так и органов социальной защиты, которые осуществляют сопровождение замещающих семей. Особое внимание уделяют подготовке родителей к принятию серьезного решения. Организовывают занятия в «Школе приемных родителей».
Литература:
- Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Российский и зарубежный опыт. Учебное пособие. — Уфа.: изд-во «Астарта», 2008. — 16 с.
- Гайсина Г. И. Сопровождение замещающей семьи как новый вид профессиональной деятельности. Учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. — Екб.: Изд-во РГПУ, 2009. — 199 с.
- Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. — Кострома: изд-во Авантитул, 2009. — 101 с.
Похожие статьи
Проблемы адаптации социальных сирот
В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.
К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на воспитание ребенка
В статье автор рассматривает вопросы влияния неблагополучной семьи на воспитание ребёнка.
Права детей, приемные семьи и деинституционализация детских учреждений в современных реалиях
В статье исследуются проблемы деинституционализации детских учреждений и переход к семейному типу воспитания детей по всему миру, в частности в Республике Узбекистан. Автором анализируются вопросы привязанности детей к своим близким и более успешного...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка
В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.
Формы семейного устройства несовершеннолетних
В статье рассматриваются различные формы семейного устройства детей, их отличительные признаки, а также раскрыта проблематика каждой из них.
Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования
В данной статье были рассмотрены основные аспекты воспитания в неполной материнской семье, особенности функционирования семьи с одиноко воспитывающей матерью, а также психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой м...
Правовой статус неполных семей с детьми: социолого-юридический аспект исследования
В статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами семейных ценностей, которые играют основную роль в становлении современного общества.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка
В статье рассмотрена проблема семейного воспитания, его особенности и влияние на развитие ребёнка в полной и неполной семьях.
Похожие статьи
Проблемы адаптации социальных сирот
В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.
К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на воспитание ребенка
В статье автор рассматривает вопросы влияния неблагополучной семьи на воспитание ребёнка.
Права детей, приемные семьи и деинституционализация детских учреждений в современных реалиях
В статье исследуются проблемы деинституционализации детских учреждений и переход к семейному типу воспитания детей по всему миру, в частности в Республике Узбекистан. Автором анализируются вопросы привязанности детей к своим близким и более успешного...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка
В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.
Формы семейного устройства несовершеннолетних
В статье рассматриваются различные формы семейного устройства детей, их отличительные признаки, а также раскрыта проблематика каждой из них.
Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования
В данной статье были рассмотрены основные аспекты воспитания в неполной материнской семье, особенности функционирования семьи с одиноко воспитывающей матерью, а также психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой м...
Правовой статус неполных семей с детьми: социолого-юридический аспект исследования
В статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами семейных ценностей, которые играют основную роль в становлении современного общества.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка
В статье рассмотрена проблема семейного воспитания, его особенности и влияние на развитие ребёнка в полной и неполной семьях.