Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Целыковская, И. А. Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе / И. А. Целыковская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10947/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к школе. Представлены компоненты взаимодействия дошкольной организации и родителей при подготовке детей к школе. Быть готовыми к поддержке своих детей, проявлять интерес к их действиям, помочь отличить мир взрослых и мир детей, относиться к детям, как к равным, все это достигается взаимодействием родителей и дошкольной организацией в жизни детей.

Ключевые слова:взаимодействие, подготовка, сотрудничество, педагогика, воспитание

Особую и важную значимость в настоящее время играет проблема преемственности в деятельности дошкольной организации и начальной школы. В первую очередь, это продиктовано введением ФГОС ДО (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольной организации) и с включением в систему непрерывного образования дошкольного образования.

Усилия педагогов дошкольной организации направлены на повышение педагогической культуры родителей, главных воспитателей своих детей. Самой актуальной проблемой до сих пор остается проблема взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей.

Родители очень часто рассчитывают на то, что если дети будут посещать дошкольную организацию, то они будут подготовлены к школе силами педагогов. Совершенно верно, что специально организованные занятия в дошкольных организациях помогают детям подготовиться к школе, но тем не менее эта подготовка не будет качественной без помощи родителей. Воспитание в семье не могут заменить ни дошкольные организации, ни начальные школы. Многие полезные навыки прививают в дошкольной организации, учат счету, учат рисовать, учат чтению и письму. Ребенок не стремится исправить свои ошибки, работать лучше, преодолевать трудности в работе, если занятиями ребенка родители не интересуются, не поощряют усердие и прилежания, и не придают этому должного внимания. Дети перестают быть откровенными и искренними, так как такое невнимание своих родителей глубоко и сильно их обижает. А вот если имеется интерес родителей к успехам и делам детей, то это придает особое значение всем достижениям ребенка. Когда возникают трудности при выполнении любого занятия, помощь родителей принимается всегда с огромной благодарностью и способствует близости детей и родителей.

Родители должны научить ребенка не бояться плохих оценок, привить ребенку интерес к получению новых знаний, находить общий язык со сверстниками. Ведь для родителей ребенок всегда был и будет самым любимым и лучшим.

Важнейшим итогом обучения и воспитания ребенка при подготовке к школе, является психологическая готовность ребенка к обучению в школе [3, с.24].

Психологическая готовность включает три компонента:

1) личностная и социальная готовность;

2) интеллектуальная готовность;

3) эмоционально-волевая готовность;

Личностная и социальная готовность включает в себя следующее:

‒ ребенок должен понимать, что плохо, а что хорошо, нравственное развитие;

‒ ребенок должен уметь общаться и со взрослыми, и со сверстниками, быть коммуникабельным. При ссоре с другим ребенком должен оценивать и искать выход из сложившейся, проблемной ситуации, в общении не должно проявляться агрессии. Ребенок должен признавать и понимать авторитет взрослых;

‒ ребенок должен внимательно выслушивать и принимать поставленную педагогом задачу, уточнять непонятные моменты, а при выполнении необходимо адекватно оценивать свою работу, и если имеются ошибки признавать их;

‒ толерантность; на конструктивные замечания сверстников и взрослых ребенок должен реагировать адекватно; [4, с. 152]

Интеллектуальная готовность к школе означает, что:

‒ ребенок должен быть любознательным и стремиться к получению новых знаний;

‒ память, мышление и речь ребенка должны соответствовать возрасту;

‒ ребенок должен ориентироваться в пространстве, знать, как пройти в школу и обратно, до магазина, до площадки и так далее;

‒ у ребенка должен быть запас определенных знаний и умений к первому классу, таких как:

Математические знания: цифры от 0 до 10; арифметические знаки: +, -, =; ориентирование на листе бумаги: слева, справа, внизу, вверху, под, над, за и т. п.; прямой счет от 1 до 10 и обратно от 10 до 1; деление квадрата, круга на четыре части, пополам.

Мышление: пазлы складывать без помощи взрослого; находить несоответствия в стихах-небылицах, в рисунках; из группы слов находить лишнее («стол, кровать, стул, кресло, сапоги», «лиса, волк, собака, медведь, заяц» и т. д.); вместе со взрослыми сложить из бумаги несложный предмет (кораблик, лодочку); закончить предложение («Ручей узкий, а река…», «Компот холодный, а чай…» и т. п.); уметь определять последовательность событий (что сначала, а что потом).

Речь: звуки и буквы уметь различать в словах; по картинке или серии картинок составлять связный рассказ; уметь объяснить и понимать смысл пословиц и поговорок; ребенок должен с правильной интонацией рассказывать выразительно стихи; уметь составлять из нескольких слов предложения (например, двор, солнечный зайчик, кашка, играть, идти). [1, с.101]

Память: ребенок должен уметь пересказывать текст из четырех — пяти предложений; должен запоминать десять — двенадцать картинок; по памяти уметь рассказывать скороговорки, пословицы, стихи, сказки и т. п.

Окружающий мир: ребенок должен называть свои фамилию, имя, отчество, свой город, имена своих родителей и место их работы, какие профессии бывают, времена года, месяцы, явления природы, дни недели, зимующих и перелетных птиц, адрес; нужно знать овощи, фрукты, грибы, цветы, птиц, деревья, диких и домашних животных, основные цвета и т. д.; [5, с.63]

Мелкая моторика: уметь ножницами вырезать по линии, нарисованной на бумаге; правильно в руке держать карандаш, кисть, ручку и уметь регулировать силу их нажима при рисовании и письме; уметь выполнять аппликации; ребенок должен не выходя за контур штриховать и раскрашивать предметы;

Внимание: между предметами и картинками находить сходства и различия; уметь совершенно легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрая реакция (например, если ребенок услышит дикое животное — то он должен хлопнуть в ладоши, если домашнее, то — потопать ногами, если птица — руками помахать и т. д.); в течение 20–30 минут заниматься не отвлекаясь каким-либо делом; с максимальной точностью на своем листе бумаги воспроизводить узор, уметь выполнять работу по образцу [2, с. 76].

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе:

‒ усидчивость — не отвлекаясь на посторонние дела и предметы, способность внимательно слушать в течение определенного времени взрослого и выполнять задания;

‒ наличие желания и интереса к получению новых знаний и к учению;

‒ понимание ребенком важности обучения и понимание за чем он идет в школу;

‒ ребенок должен выполнять задание, которое ему не нравится, но этого требует учебная программа;

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе целенаправленного, систематического, педагогического воздействия дошкольная организация выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе. Знания детей, полученные в дошкольной организации, дополняются в семье родителями в процессе повседневного общения, формирующиеся психологические качества будущего школьника, расширяется кругозор детей. Оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников — это сотрудничество и тесное взаимодействие родителей и дошкольной организации по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению.

Процесс воспитания детей без родительского участия не возможен и не полноценен. Поэтому нам, педагогам, прежде всего необходимо разъяснять смысл воспитания, заботиться о повышении педагогической культуры родителей, и работать с ними в одном направлении.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья.- М., 2013. — 190с.
  2. Волков Б. С. Как подготовить ребенка к школе. — М.: Ось, 2014. -89с.
  3. Григорьева Н. Н., Козлова Л. П. Как мы работаем с родителями, 2014. — М. — 78с.
  4. Далинина Т. С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — М., 2012. — 253с.
  5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.- Пермь: Меркурий, 2013. — 74с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная организация, ребенок, школа, получение новых знаний, родитель, интеллектуальная готовность, лист бумаги, педагогическая культура родителей, психологическая готовность, социальная готовность.

Похожие статьи

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста

Статья посвящена формированию нравственных понятий у детей дошкольников. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную ...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...

Похожие статьи

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста

Статья посвящена формированию нравственных понятий у детей дошкольников. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную ...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...