Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Губарева Елена Геннадьевна, Мальцева Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 22.08.2016
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10954/ (дата обращения: 15.11.2024).
Речь является одним из показателей уровня культуры человека, интеллекта, мышления. Высокое речевое развитие, составляющие истинную цель изучения языка в школе — это не только знания, умения и навыки, но и совершенствование памяти, внимания, мышления, формирование специальных лингвистических способностей. Осознание закономерностей языка — это неисчерпаемые возможности для развития познавательной самостоятельной инициативы, творчества ребенка.
Учебный процесс организуем как сотрудничество и творческое общение учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом (работа в паре, работа в группах). Это обеспечивает возможность обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается открытием, играет решающую роль в развитии познавательной потребности.
При изучении грамматики для наглядной опоры автор опыта использует схемы, модели, чертежи, дидактические рисунки, благодаря, которым стало возможным адаптировать для младших школьников сложный теоретический материал. В качестве наглядной основы изучения раздела морфологии авторы опыта используют образ города, жителями которого являются слова-представители различных частей речи.
На самом первом уроке, посвящённом изучению частей речи, второклассникам рассказывается лингвистическая сказка: «Давайте представим, что Грамматика — это сказочная страна, где живут слова, словосочетания и предложения. Правят сказочной страной Грамматикой очень строгий король и не менее строгая королева. Короля зовут Синтаксис. Его подданными являются словосочетания и предложения. Король внимательно следит за тем, чтобы слова при составлении словосочетаний и предложений строго подчинялись законам его королевства (имя короля — греческое и в переводе на русский язык означает «составление»). А королеву зовут Морфология (её имя произошло от двух греческих слов: morphe-форма +lоgоs-учение). Ей подчиняются все слова её королевства. Королева следит за тем, чтобы слова правильно изменяли свою форму, когда они собираются участвовать в работе предложений и словосочетаний. В стране Грамматике царит удивительный порядок, потому что подданные короля и королевы охотно соблюдают все законы и правила королевства. Правда, иногда всё же встречаются некоторые исключения из правил. Слова-подданные Морфологии, живут в отдельном городе. В русском языке очень много слов, все их даже трудно сосчитать. Морфология долго думала, как же ей всех их разместить. Ведь если для каждого слова построить отдельный дом, то дома займут слишком много места, и негде будет жить словосочетаниям и предложениям. Кроме того, слова будет очень трудно находить. Задумалась королева: «Как же быть?» Учитель задаёт учащимся вопрос: «Как вы думаете, ребята, для чего существуют слова?»
В результате обсуждения дети сделали вывод: «Слова существуют в языке для того, чтобы мы могли рассказать о чём-то, спросить, попросить. Словами пишут книги, учебники и мы можем прочитать и узнать что-то новое, интересное. Наша речь состоит из слов, и даже наши мысли состоят из слов. Слова используются в речи, то есть каждое слово рано или поздно становится частью нашей речи.
После продолжается сказка: «Морфология стала внимательно смотреть, как употребляются слова, и заметила одну особенность: несмотря на то, что все слова разные, многие из них одинаково ведут себя в речи (отвечают на одинаковые вопросы и так далее). И тогда мудрая Морфология разделила все-все-все слова русского языка на несколько больших групп, или частей речи. В каждую группу попали слова, которые похожи своим поведением в речи. Всего получилось 10 групп. Каждую группу слов Морфология поселила в отдельный большой дом. Получилось 10 домов. Каждое слово нашего языка попало в один из этих домов. Каждому дому Морфология дала своё название, а город, в котором поселились части речи, она назвала «Частереченск».
Далее ученики рассматривают дидактический рисунок-схему, представляющий собой большое настенное пособие, на котором изображено 10 домиков разных размеров: шесть многоэтажных домов для самостоятельных частей речи и 4 маленьких домика для служебных частей речи. В каждом домике «живут» слова одной части речи. Со временем дети узнают, как называется каждая группа слов, какими грамматическими признаками обладает, чем похожи «жители» одного домика друг на друга, и чем отличаются от своих «соседей». Целью же первых уроков по морфологии является общее знакомство с системой частей речи. Выполнение ряда специальных упражнений позволяют ученикам на самом общем уровне сопоставить части речи друг с другом, сделать общий вывод об их сходстве и различии, прийти к следующему заключению: слова, «живущие» в одном домике, объединены общим значением; слова каждой группы отвечают на определённые вопросы, которые нельзя поставить к словам — «жителям» других домов.
Таким образом, благодаря сказке и дидактической наглядности появляется возможность на самых первых уроках, посвящённых изучению морфологии, ещё до знакомства с конкретными фактами дать общее, несколько упрощённое, но целостное представление о системе частей речи русского языка, их количестве, принципах выделения, сходстве и различии. И только после этого начинается изучение каждой предусмотренной программой части речи, расширяются и углубляются первоначальные представления о них. Учитель показывает ученикам место каждого нового изучаемого понятия в общей системе понятий раздела. Так, в момент, когда дети переходят к изучению грамматических особенностей конкретной части речи, пространство соответствующего домика закрывается чистым листом бумаги с нанесёнными на нём строчками по количеству грамматических характеристик изучаемой части речи. Каждое новое понятие, с которым дети знакомятся на уроке, вписывается в свободную строку. Так постепенно «этажи» домиков заполняются конкретной информацией, а дети получают характеристику каждой части речи.
Вся усвоенная информация обозначается каким-либо цветом, в то время как не закрашенные части таблицы помогают ученикам соотнести объём имеющихся знаний с общим объёмом информации по данному разделу, который предстоит усвоить в школе. Следовательно, младшие школьники получают возможность отчётливо видеть перспективу дальнейшего изучения морфологии в 5–7-м классах школы, что, как показывает практика работы, положительно сказывается на мотивации обучения, обеспечивает сознательныйподход к усвоению каждой новой темы по морфологии. Наблюдения показывают, что часть учащихся и на следующей ступени обучения продолжают пользоваться данной таблицей.
Литература:
- Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников// Начальная школа.- 2003.-№ 10.-с. 41–45.
- Жиренко, О. Е.,Лапина, Е. В.,Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, В. А. Яровенко. — Переиздание: Воронеж ВОИПКиПРО,2008.-88с.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя / М. И Махмутов.- М.: Просвещение,1987. -118с.
- Рамзаева, Т. Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку (2–4 классы одиннадцатилетней школы). Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/Т. Г. Рамзаева.- СПб.: Спец. лит. 1996.