Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения / Л. К. Фортова, М. С. Фабриков. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10974/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблемой виктимизации девушек и юношей — одна из актуальных проблем современной действительности.

Сегодня молодое поколение оказалось без социальных ориентиров, а представления студентов о морали и праве в силу целого ряда причин, оказались неосознанными и не стали автоматическими регуляторами их поведения.

Разрушение традиционных форм социализации, основанной на предопределенности жизненного пусти, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны, обнаружило неготовность большинства их включиться в новые общественные отношения. Современные процессы порождают у молодежи ощущения неопределенности, растерянности, глубокой апатии и пассивности или же, наоборот, выливаются в агрессивное проявление в вузе и дома. В этих условиях особую важность приобретает анализ проблемы виктимности и виктимогенности молодых людей.

Обычно в виктимологических исследованиях под виктимизацией понимается социальный процесс превращения лица в жертву неблагоприятных условий социализации и результат этого процесса.

Родоначальник отечественной виктимологии Л. В. Франк определяет виктимизацию как «процесс превращения в жертву преступления и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне» [1].

Другие авторы, например, Д. В. Ривман считают, что невозможно определить одним термином два таких самостоятельных явления, как процесс и его результат. Он отмечал, что под виктимизацией понимается только процесс реализации виктимности лица в ходе преступного посягательства, а состояние реализованной потенциальной виктимности обозначается термином «реализованная виктимность». Хотя в дальнейшем, и он указывает, что виктимизацию необходимо рассматривать в двух аспектах — «индивидуальном и массовом» [2]

Виктимизация в целом слагается из всех потерпевших от преступлений, зарегистрированных и латентных, независимо от степени виктимности, способствования или даже прямой вины самих потерпевших.

В зависимости от уровня социального взаимодействия преступности и виктимности, его продолжительности и объектно-субъектных связей выделяют следующие виды виктимизации: первичную, вторичную и третичную.

Под первичной виктимизацией понимается причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления.

Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к ней социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органом социального контроля, посредников и персонала.

Стереотипная предубежденность в отношении «виновности жертвы», невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы «греховности» жертвы, ее запятнанности совершением преступления, унижение чести и достоинства — типичные формы вторичной виктимизации, содействующие отчуждению жертвы, ее десоциализации. На наш взгляд, любой человек, даже если он действительно оказался в непростой жизненной ситуации (сирота, инвалид, бездомный, безработный и т. д.) должен воспитывать в себе социальный иммунитет, социальную зрелость и правовую культуру, которую мы понимаем как личностное образование, детерминирующее уровень освоения и профессионализма выполнения правомерной социальной роли, содержанием которого выступают правовые знания и сформированные на их основе правовые компетенции, правомерное поведение и готовность личности руководствоваться правовыми убеждениями в различных видах социальной деятельности [3, с.9].

Мы выделяем третичную виктимизацию жертвы преступления, представляющую собой использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками СМИ в своих целях и в целях проводимой политики.

Сегодня в целях виктимологического анализа чаще всего используется понятие первичной виктимизации, а вторичная и третичная используется специалистами по организации обращения с жертвами преступлений и по виктимологической профилактике.

Материальный, физический и моральный вред человек получает в процессе социализации.

А. В. Мудрик определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой; как процесс усвоения и воспроизводства социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвитие в том обществе, к которому этот индивид принадлежит. По его мнению, социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека; г) в процессе саморазвития [4].

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы полоролевая профессиональная, семейная, политическая и другая социализация его граждан прошла успешно. Требования к личности в разнообразных аспектах предъявляет не только общество в целом, но и различные группы и институты социализации, особенности которых обуславливают неидентичность и специфичность этих требований, содержание которых обусловлено возрастом и социальным статусом человека. На каждом возрастном этапе перед личностью встают естественно-культурные и социально-культурные, социально-психологические задачи, решая которые она и проявляет свою субъектность.

Человек может стать и жертвой социализации, поскольку это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, успешная социализации предполагает эффективную адаптацию человека в общество, усвоение всех его норм, а с другой стороны, — способность в определенной мере противостоять обществу, если оно мешает саморазвитию, самоутверждению, самореализации человека. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. И здесь возможно возникновение двух крайностей: с одной стороны, — человек конформист, полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять, с другой стороны, — человек, не адаптированный в обществе, маргинал, девиант. Оба типа — жертвы социализации и присутствуют в реальной жизни любого общества.

Все виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, сироты, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями.

Потенциальными, с очень большой возможностью стать реальными жертвами социализации можно назвать людей с неуравновешенной психикой и с акцентуациями характера; мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, детей, родившихся и воспитывающихся в семьях в низким материальным, моральным, образовательным уровнями; представителей инонациональных или расовых групп в местах проживания другого этноса или расы.

К латентным жертвам — «скрытым», а потому с трудом определимым могут быть отнесены высокоодаренные дети. А. В. Мудрик полагает, что одаренность и даже гениальность «выпадает» на долю примерно 1 из 100000 родившихся человек, «но большинство будущих гениев теряется на жизненном пути, так как условия их социализации (даже достаточно благоприятные) недостаточны для развития их высокой одаренности, о чем ни они, ни их близкие могут даже не подозревать» [4, с. 26].

Названные категории жертв редко бывают представлены в «чистом виде». Часто какой-то жизненный факт или первичный дефект вызывает вторичные изменения в развитии человека и его жизненной позиции, формирует неадекватное или ущербное отношение миру и к себе.

Возможность стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит также от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам можно отнести степень гибкости, развитость саморегулирования и рефлексии человека, его ценностной ориентации, развитую правовую культуру.

Необходимо отметить и такую личностную характеристику, как экстернальность — интернальность, то есть склонность человека приписывать причины происходящего с ним к внешним обстоятельствам или принимать всю ответственность за происходящее на себя [5].

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений, выработку навыков правомерного поведения. Воспитание правовой культуры направлено на формирование у девушек и юношей уважительного отношения к правам и свободам человека, навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества свободного от нарушения прав человека, понимание его социальной ценности по преобразованию и построению развитого, демократического, правового государства, необходимость его защиты [3, с. 12].

Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могу самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Наиболее ответственным и сложным является период, соответствующий возрастной категории с 17–20 лет.

Работа по профилактике виктимности важна именно в юношеском возрасте поскольку в этот период формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений, правовую культуру.

Литература:

  1. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. — Душанбе, 1972.
  2. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб.: 2000
  3. Фабриков М. С. Педагогические условия воспитании правовой культуры старшеклассников. Автореф. дис… канд.пед. наук. Кострома. 2016
  4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. уч. пособие М. 1997
  5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика уч. пособие М. 2003
Основные термины (генерируются автоматически): неблагоприятное условие социализации, общество, правовая культура, развитие человека, жертва, жертва преступления, жертва социализации, правомерное поведение, процесс, сторона.

Похожие статьи

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы

Похожие статьи

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы