Загадка — средство воспитания ребёнка
Автор: Агафонова Ирина Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.08.2016
Статья просмотрена: 1096 раз
Библиографическое описание:
Агафонова, И. Ю. Загадка — средство воспитания ребёнка / И. Ю. Агафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10983/ (дата обращения: 15.11.2024).
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми я использую загадки на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту.
Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.
Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска.
Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Содержание загадки отражает жизни человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта.
Как отобрать загадку для дошкольника?
Важным требованием, является доступность. Детям следует загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни, пополняют словарный запас.
Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений. Предметность и конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают её приёмом дидактического воздействия на детский ум.
Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что, откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком предмет то одной, то с другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его значение.
− «Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной»
Эта загадка указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой – размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).
Каждая группа загадок взависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.
В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерные во внешнем виде предмета:
− «Два кольца, два конца, посередине гвоздик и тот насквозь» (ножницы) – указывают на то из чего сделан предмет.
− «Поля стеклянные, межи деревянные» (оконная рама) — говорит о назначении предмета.
− «Кланяется, кланяется, а придет домой растянется» (топор) – показывает о действии предмета.
Загадки осредствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:
− «Летит, как стрела, жужжит как пчела» (самолет).
Загадки оживотных указывают об их величине:
− «Маленький шарик под лавкой шарит» (мышь);
− «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок да скок» (белка).
О форме, длине ног, ушей хвоста:
− «Длинные ушки, быстрые лапки, серый, а не мышь» (заяц);
− «Хвост крючком, нос пятачком» (свинья).
Об окраске животного:
− «Пришла из леса птичница, в рыжей шубке, кур посчитать» (лиса).
Загадки оповадках животных:
− «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь) – защитные приспособления:
− «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостиком виляет. Хвост потеряет — другой вырастает» (ящерица).
Среда обитания:
− «Под мостиком виляет хвостиком» (рыбка).
В загадках об овощах, офруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:
− «Круглое, румяное с дерева достану я» (яблоко);
− «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет» (колокольчики — цветок).
На вкус и запах плодов:
− «Низок, да колюч, сладок, да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (малина).
Загадки оявлениях природы раскрывают связь и зависимость между явлениями:
− «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт» (дождь, земля, трава).
Показывают мир в постоянном движении и изменении:
− «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет» (радуга).
Отмечают закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времён года, дня и ночи:
− «Весной вырастают, осенью опадают» (листья);
− «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло всё сошло» (снег).
Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют представление о природе. Но не только умственному развитию служит загадка. Она играет большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребёнка. Загадки отражают живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов.
− «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Весной)
− «Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной» (сосулька)
− «Егорка — Егорка упал в озёрко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (месяц)
При отборе загадок для дошкольников я учитываю опыт детей как коллективный, так и индивидуальный.
Не следует предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребёнка в определённую область знаний, подбирать загадки одной тематики.
Тематику загадок желательно связывать с содержанием недавних наблюдений. Это обеспечит направленность детского внимания, большую его сосредоточенность, облегчит работу мысли.
Особенности содержания загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление у детей формировать навыки речи-рассуждения, речи-доказательства.
При отгадывании загадок важен не только результат — правильная отгадка, но и доказательство, т. е умение логически и последовательно путём рассуждения убедиться, что отгадка найдена правильно.
Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать мысль.
Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильная.
Существует два различных способа доказательства отгадок.
Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), а после чего следует подтверждение её признаками (доводами).
Например:
− «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»
Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой, потому что зимой на полях лежит снег, на реках лёд и вьюга завывает».
Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения(доводов), а отгадка (тезис) является логическим выводом.
Например:
− «Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь».
Дети рассуждают:
− «Круглыми бывают помидор, репа, редиска. Только помидор красного цвета, редиска розового, репа желтого. Репа и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это Репа» (тезис).
Затем загадка повторяется несколько раз, чтобы дети лучше запомнили признаки и называют отгадку.
Воспитательные возможности загадки многообразны.
Средствами загадки я стараюсь формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Загадки я использую как увлекательное средство в обучении и воспитании детей.
Литература:
- Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок». – Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976.