Загадка — средство воспитания ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 1091 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, И. Ю. Загадка — средство воспитания ребёнка / И. Ю. Агафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10983/ (дата обращения: 16.10.2024).



Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми я использую загадки на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска.

Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Содержание загадки отражает жизни человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта.

Как отобрать загадку для дошкольника?

Важным требованием, является доступность. Детям следует загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни, пополняют словарный запас.

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений. Предметность и конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают её приёмом дидактического воздействия на детский ум.

Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что, откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком предмет то одной, то с другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его значение.

− «Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной»

Эта загадка указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой – размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).

Каждая группа загадок взависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.

В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерные во внешнем виде предмета:

− «Два кольца, два конца, посередине гвоздик и тот насквозь» (ножницы) – указывают на то из чего сделан предмет.

− «Поля стеклянные, межи деревянные» (оконная рама) — говорит о назначении предмета.

− «Кланяется, кланяется, а придет домой растянется» (топор) – показывает о действии предмета.

Загадки осредствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:

− «Летит, как стрела, жужжит как пчела» (самолет).

Загадки оживотных указывают об их величине:

− «Маленький шарик под лавкой шарит» (мышь);

− «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок да скок» (белка).

О форме, длине ног, ушей хвоста:

− «Длинные ушки, быстрые лапки, серый, а не мышь» (заяц);

− «Хвост крючком, нос пятачком» (свинья).

Об окраске животного:

− «Пришла из леса птичница, в рыжей шубке, кур посчитать» (лиса).

Загадки оповадках животных:

− «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь) – защитные приспособления:

− «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостиком виляет. Хвост потеряет — другой вырастает» (ящерица).

Среда обитания:

− «Под мостиком виляет хвостиком» (рыбка).

В загадках об овощах, офруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:

− «Круглое, румяное с дерева достану я» (яблоко);

− «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет» (колокольчики — цветок).

На вкус и запах плодов:

− «Низок, да колюч, сладок, да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (малина).

Загадки оявлениях природы раскрывают связь и зависимость между явлениями:

− «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт» (дождь, земля, трава).

Показывают мир в постоянном движении и изменении:

− «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет» (радуга).

Отмечают закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времён года, дня и ночи:

− «Весной вырастают, осенью опадают» (листья);

− «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло всё сошло» (снег).

Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют представление о природе. Но не только умственному развитию служит загадка. Она играет большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребёнка. Загадки отражают живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов.

− «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Весной)

− «Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной» (сосулька)

− «Егорка — Егорка упал в озёрко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (месяц)

При отборе загадок для дошкольников я учитываю опыт детей как коллективный, так и индивидуальный.

Не следует предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребёнка в определённую область знаний, подбирать загадки одной тематики.

Тематику загадок желательно связывать с содержанием недавних наблюдений. Это обеспечит направленность детского внимания, большую его сосредоточенность, облегчит работу мысли.

Особенности содержания загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление у детей формировать навыки речи-рассуждения, речи-доказательства.

При отгадывании загадок важен не только результат — правильная отгадка, но и доказательство, т. е умение логически и последовательно путём рассуждения убедиться, что отгадка найдена правильно.

Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать мысль.

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильная.

Существует два различных способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), а после чего следует подтверждение её признаками (доводами).

Например:

− «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»

Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой, потому что зимой на полях лежит снег, на реках лёд и вьюга завывает».

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения(доводов), а отгадка (тезис) является логическим выводом.

Например:

− «Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь».

Дети рассуждают:

− «Круглыми бывают помидор, репа, редиска. Только помидор красного цвета, редиска розового, репа желтого. Репа и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это Репа» (тезис).

Затем загадка повторяется несколько раз, чтобы дети лучше запомнили признаки и называют отгадку.

Воспитательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадки я стараюсь формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Загадки я использую как увлекательное средство в обучении и воспитании детей.

Литература:

  1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок». – Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): загадка, ребенок, внешний вид, окружающая действительность, доказательство, отгадывание загадок, предмет, хвостик, явление.