Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 06.09.2016

Статья просмотрена: 1025 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, И. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей / И. Ю. Агафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10989/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данный материал предназначен для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры и упражнения занимают прочное место в наших занятиях с детьми. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Дети, поступающие в нашу группу, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в нашей работе.

В своей практике я широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей.

Дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют из кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, теста. В зимнее время года предлагаю детям перебирать различные крупы. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке и на манной крупе пальчиками.

В работе с детьми ставлю следующие задачи:

  1. Формировать графические навыки, — подготовить руку ребенка к овладению письмом:

− развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

− развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

  1. Совершенствовать движения рук, развивая — психические процессы:

− произвольное внимание;

− логическое мышление;

− зрительное и слуховое восприятие;

− память, речь детей;

− умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр и упражнений, так возникла идея в создании полифункционального пособия " Чудо домик»

Цель пособия: Способствовать развитию сенсомоторных навыков (чувство формы, размера, цвета), формировать творческое и логическое мышление. Развивать речь малыша (на примере звукоподражания) и навыки общения, зрительное восприятие и слух ребёнка. Вырабатывать ловкость рук, сноровку и координацию движения, развивать мелкую моторику рук.

Полифункционального пособия «Чудо домик»

Дом в собранном виде может использоваться в театрализации. По внешним оформлениям повторяет структуру и строение здания. Некоторые элементы (насекомые, животные) прикреплены на липучках, дверь — на шнуровке. Есть элемент эмоциональной зоны — зеркало.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531517.jpg

Рис. 1.

Животные выполняют сенсорную, тактильную, музыкальную функции. Щенок наполнен мелким наполнителем, котёнок — встроенной звенящей погремушкой, свинья — пищащей погремушкой, уточка — шуршащей фактурой.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532162.jpg

Рис. 2.

Всё пособие можно разложить по отдельным зонам, с которыми работают отдельно. Каждые части между собой скреплены липучками, клёпками, шнуровкой, застёжками. Каждая часть дома — своя развивающая зона.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531793.jpg

Рис. 3.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531899.jpg

Рис. 4. Моторная зона. Гусеница, звёздочка и бабочка: всё на липучках

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532005.jpg

Рис. 5. Музыкальная зона. Музыкальные инструменты: бубен — погремушка, трещотка, бубен — барабан

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531948.jpg

Рис. 6. Сенсорная зона. Геометрические фигуры — вкладыши, подобранные по цвету

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532109.jpg

Рис. 7. Моторная зона. Молния с сюрпризом, шнуровка на кольцах, застёжка

Пособие может быть использовано как для занятий, так и для индивидуальной работы с детьми. Рассчитано как на одного ребёнка, так и на подгруппу одновременно.

Работая в данном направлении, я заметила, что у детей улучшалась речь, мелкая моторика и координация движений; дети стали активнее, любознательнее, эмоциональнее. У дошкольников появилась потребность к самовыражению и интерес к окружающему.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Похожие статьи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Похожие статьи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников