Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей
Автор: Агафонова Ирина Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.09.2016
Статья просмотрена: 1025 раз
Библиографическое описание:
Агафонова, И. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей / И. Ю. Агафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10989/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данный материал предназначен для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры и упражнения занимают прочное место в наших занятиях с детьми. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Дети, поступающие в нашу группу, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в нашей работе.
В своей практике я широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.
Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей.
Дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют из кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, теста. В зимнее время года предлагаю детям перебирать различные крупы. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке и на манной крупе пальчиками.
В работе с детьми ставлю следующие задачи:
- Формировать графические навыки, — подготовить руку ребенка к овладению письмом:
− развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
− развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать движения рук, развивая — психические процессы:
− произвольное внимание;
− логическое мышление;
− зрительное и слуховое восприятие;
− память, речь детей;
− умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр и упражнений, так возникла идея в создании полифункционального пособия " Чудо домик»
Цель пособия: Способствовать развитию сенсомоторных навыков (чувство формы, размера, цвета), формировать творческое и логическое мышление. Развивать речь малыша (на примере звукоподражания) и навыки общения, зрительное восприятие и слух ребёнка. Вырабатывать ловкость рук, сноровку и координацию движения, развивать мелкую моторику рук.
Полифункционального пособия «Чудо домик»
Дом в собранном виде может использоваться в театрализации. По внешним оформлениям повторяет структуру и строение здания. Некоторые элементы (насекомые, животные) прикреплены на липучках, дверь — на шнуровке. Есть элемент эмоциональной зоны — зеркало.
Рис. 1.
Животные выполняют сенсорную, тактильную, музыкальную функции. Щенок наполнен мелким наполнителем, котёнок — встроенной звенящей погремушкой, свинья — пищащей погремушкой, уточка — шуршащей фактурой.
Рис. 2.
Всё пособие можно разложить по отдельным зонам, с которыми работают отдельно. Каждые части между собой скреплены липучками, клёпками, шнуровкой, застёжками. Каждая часть дома — своя развивающая зона.
Рис. 3.
Рис. 4. Моторная зона. Гусеница, звёздочка и бабочка: всё на липучках
Рис. 5. Музыкальная зона. Музыкальные инструменты: бубен — погремушка, трещотка, бубен — барабан
Рис. 6. Сенсорная зона. Геометрические фигуры — вкладыши, подобранные по цвету
Рис. 7. Моторная зона. Молния с сюрпризом, шнуровка на кольцах, застёжка
Пособие может быть использовано как для занятий, так и для индивидуальной работы с детьми. Рассчитано как на одного ребёнка, так и на подгруппу одновременно.
Работая в данном направлении, я заметила, что у детей улучшалась речь, мелкая моторика и координация движений; дети стали активнее, любознательнее, эмоциональнее. У дошкольников появилась потребность к самовыражению и интерес к окружающему.