Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы
Автор: Семчук Елена Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.09.2016
Статья просмотрена: 624 раза
Библиографическое описание:
Семчук, Е. В. Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10992/ (дата обращения: 15.11.2024).
Многими исследователями подчеркивается важность вузовского этапа становления личности, сензитивность этого периода развития личности молодого человека, к формированию у него ценностных ориентации, установок, личностных особенностей, мотиваций, направленности личности, интеллекта. Именно в период обучения в вузе молодые люди проходят один из главных этапов социализации. Социализация личности как процесс освоения системы знаний, норм и ценностей предполагает установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации обеспечивающей социальное становление студентов [3].
По мнению Иваненкова С. П. эффективность социализирующей деятельности определяется способностью адекватного включения в жизнь своего субъекта, умеющего не только осваивать и отстаивать имеющиеся социально-культурные ценности, но и созидать и реализовывать в своей жизнедеятельности идеалы новых этапов развития социума, т. е. способностью диалектического соединения факторов адаптации (социальных, психических, физических и т. д.) и социализации в образовательном пространстве развития личности. От успешного ее решения в той или иной мере зависят результаты работы вузовского коллектива по сохранению контингента, повышению качества знаний и общественной активности студента. С проблемой социализации связаны успехи формирования студенческих коллективов, эффективность работы по повышению социально-психологического статуса в коллективе [1].
Характерной особенностью современного высшего образования является преодоление его направленности лишь на приобретение профессии, в то же время воспитательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Формирование ценностей в образовательном процессе проявляется в результате осознания личностью своих потребностей в соотношении с возможностями их удовлетворения. «Ценностные приоритеты и предпочтения современного студенчества соответствует ценностной системе окружающего их социума. Переоценка общественных ценностей приводит неизбежно к переосмыслению и изменению в структуре ценностных ориентаций молодых людей». [4]
В этой связи, говоря о ценностях личности в современном образовании, разделим их на три вида: государственные; общественные; личностные.
Целью обучения молодого человека в высшей школе является его обеспечение традиционным комплексом «знания — умения — навыки», содержание которого определяется требованиями Государственного образовательного стандарта.
Важнейшее условие эффективности воспитательной работы — системность и последовательность. Формирование мировоззрения студента рассматривается в качестве педагогической цели обучения в вузе.
По мнению специалистов, в современной педагогической системе высшего образования не учитывается весь спектр интересов студентов, т. е. она не способствует раскрытию резервных возможностей личности: они не используются или используются минимально [5]. В связи с этим воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственной культуры студентов, выступает как одна из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении. Исключительно важно пробудить в каждом студенте истинно человеческое, т. е. духовность, волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию. Поскольку воспитательная система вуза – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента -будущего специалиста, то главной целью воспитания является формирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в диалоге культур, саморазвитие нравственного сознания.
Составляющими воспитательной работы вуза должны выступать идейно-политическое, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание личности.
Построение модели формирования ценностных ориентации у студентов связано со следующими методологическими ориентирами: образование — сложный культурный процесс передтворческого опыта и создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности; деятельность — целостная система проявления личностных свойств, отношений и действий человека.
Эта модель формирования ценностных ориентации у студента выполняет ряд важных функций:
− ориентировочную, которая позволяет сформировать ориентированную основу деятельности, целевые установки;
− смыслообразующую, которая помогает выделить смысл, связанный с идеалом, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации;
− гуманистическую, которая способствует культивированию ценностных ориентации с нравственностью.
При формировании ценностных ориентации необходимо учитывать специфику учебного учреждения.
В основе формирования духовно-нравственной культуры будущего специалиста лежит процесс культурного самоопределения личности, на который оказывает воздействие массовая культура, распространяющаяся через средства массовой информации и коммуникаций. Современный студент является носителем и генератором форм и идей как массовой культуры (литература, кино, театр, музеи, библиотеки, музыка, печать, телевидение), так и отдельно взятых субкультур. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в процессе формирования и развития духовно-нравственной культуры. Молодые люди приобщают друг друга к своему внутреннему миру — мыслям, интересам, увлечениям. Именно дружеские отношения создают благоприятную почву для осмысления и реализации собственного понимания главных компонентов духовно-нравственной культуры будущего специалиста.
Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов высшей школы. Нравственное воспитание представляет собой ту координатную ось, на которой, так или иначе, располагаются все виды воспитания [6].
Поправки в закон «Об образовании» 2007 г. Ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение — «духовно-нравственный» — новое для нормативного правового тезауруса. Закон определяет такие две категории — духовно-нравственное развитие обучающихся (ст. 9 п. 2), и формирование духовно-нравственной личности (ст. 14. п. 2), через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны. Появление этих категорий в правовых документах свидетельствуют о том, что государство принимает ответственность за нравственное состояние общества, за обеспечение устойчивости его ценностных основ. В Послании Федеральному собранию 2008г. Президент России обозначил две основные институциональные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
В преамбуле Конституции ее субъект — многонациональный народ Российской Федерации — манифестирует ценностные основы своего бытия как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности. Совокупность основополагающих ценностей составляет культурную традицию и передается из поколения в поколение благодаря совместной деятельности важнейших институтов общества; среди них — семья, система образования, традиционные религии, искусство и наука. Они обеспечивают незыблемость ценностной основы народной жизни в смене поколений. Государственный заказ школе состоит в том, чтобы школа нашла способы передачи этих ценностей новым поколениям.
Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается, во-первых, с освоением ценностных перспектив традиционных религий, прежде всего православия, а во-вторых, с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Говоря о духовно-нравственном измерении бытия человека, размышляют о единстве свободы и ответственности человеческой личности, о путях вхождения новых поколений в полноту культурного наследия поколений предшествующих. Акцентируется внимание на освоении человеческого способа бытия в культуре и истории, где человек являет себя как существо свободное, созидающее и ответственное за жизнь мира. Немалое внимание уделяется также религиозной перспективе бытия человека в мире, где человек осмысляет себя в иерархическом соподчинении и в предстоянии Высшему началу бытия.
Категория «духовно-нравственное развитие» в ст. 9 закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, и, в-третьих качество подготовки обучающихся.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки привычек нравственного поведения.
Государство принимает ответственность за нравственное состояние общества, за обеспечение устойчивости его ценностных основ. В Послании Федеральному собранию 2008г. Президент России обозначил две основные институциональные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
В преамбуле Конституции ее субъект — многонациональный народ Российской Федерации — манифестирует ценностные основы своего бытия как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности. Совокупность основополагающих ценностей составляет культурную традицию и передается из поколения в поколение благодаря совместной деятельности важнейших институтов общества; среди них — семья, система образования, традиционные религии, искусство и наука. Они обеспечивают незыблемость ценностной основы народной жизни в смене поколений. Государственный заказ школе состоит в том, чтобы школа нашла способы передачи этих ценностей новым поколениям.
Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается, во-первых, с освоением ценностных перспектив традиционных религий, прежде всего православия, а во-вторых, с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Говоря о духовно-нравственном измерении бытия человека, размышляют о единстве свободы и ответственности человеческой личности, о путях вхождения новых поколений в полноту культурного наследия поколений предшествующих. Акцентируется внимание на освоении человеческого способа бытия в культуре и истории, где человек являет себя как существо свободное, созидающее и ответственное за жизнь мира. Немалое внимание уделяется также религиозной перспективе бытия человека в мире, где человек осмысляет себя в иерархическом соподчинении и в предстоянии Высшему началу бытия.
Категория «духовно-нравственное развитие» в ст.9 закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, и, в-третьих качество подготовки обучающихся.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки привычек нравственного поведения.
Литература:
- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. — 290 с.
- Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. – СПб 2011 г. С. 3–4, С. 7–8.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
- Ворокова Н. Х. Мониторинг моральных ценностей и ценностных ориентаций студентов экономических колледжей / Ворокова Н. Х., Емузова Н. Г. // Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2009. — № 5. — С. 95–98.
- Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика, 1996. – №4. – С. 9-13.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. – Минск: изд-во БГУ, 1972. – С. 143.