Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 18.09.2016

Статья просмотрена: 700 раз

Библиографическое описание:

Скобелева, И. Е. Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы / И. Е. Скобелева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11002/ (дата обращения: 18.12.2024).



В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов системы СПО.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, специалисты среднего звена, профессиональные компетенции, электронные образовательные ресурсы

Количество обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской работой в системе среднего профессионального образования РФ, неуклонно растет, в 2014 г это число возросло почти в 2 раза по сравнению с 2010 г.

Рис. 1. Динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов

На рис. 1 приведена динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов [1].

Следовательно, в настоящее время активно развиваться научно-исследовательский потенциал в формате средней профессиональной школы.

Задачей руководителей учебно-исследовательской работы студентов является формирование у обучающихся привычки к творческому, умственному труду. Навыки умственного труда необходимы обучающимся при дальнейшем развитии карьеры, а также для решения производственных задач после окончания учебы. Для умственного развития не достаточно получения конкретных знаний в виде суммы различных фактов. Необходима творческая аналитическая мыслительная деятельность для обработки данных, полученных самими обучающимися в процессе исследовательской работы.

Проблемы в организации учебно-исследовательской работы обучающихся СПО решаются при помощи непрерывной работы педагогического коллектива и поиску новых путей повышения качества обучения в образовательной организации. Учебное исследование является деятельностью, направленной на создание ценностей, необходимых для развития личности обучающегося при помощи самостоятельного приобретения субъективно новых, значимых знаний. Цель учебного исследования — это не только полученное в результате процесса знание, но и сам процесс получения знания, в ходе которого развиваются исследовательские способности студентов. Развитие исследовательских способностей обучающихся происходит путем освоения новых способов познания, расширения кругозора исследователя, активизации познавательной активности, развития творческих способностей [2, с.71].

Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность студентов, преподаватель должен способствовать возникновению у студента интереса к исследовательской работе, сформировать творческий импульс в сознании обучающегося, научить пользоваться принципами, методами научного исследования, ознакомить студентов с формами и способами исследований, помочь самореализации при помощи решения задач научного характера по индивидуальной теме. Студент в процессе учебно-исследовательской работы должен четко представлять, к какому результату он стремится, каким образом и когда сможет его достичь.

Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования приведена на рис. 2 [3, с.31].

Рис. 2. Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования

Важный принцип комплексного характера системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в среднем профессиональном образовании — это преемственность ее методов и форм. Исследовательская работа студентов постепенно изменяется и усложняется по мере приобретения студентами новых знаний, умений, компетенций.

Важно, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе выполняемой студентами учебно-исследовательской работы, возрастали постепенно. Как правило, на первом и втором курсах обучения целью и основным содержанием учебно-исследовательской работы у студентов формирование перспективных навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения научной работы. Важными факторами на этом этапе является также освоение студентами основ самостоятельной работы, развитие творческого и нестандартного мышления. На этом этапе для приобретения общенаучных навыков применяется написание рефератов на основе обзора научных работ по теме исследования и проведение лабораторных работ в качестве первого экспериментального опыта. На третьем курсе, по мере накопления общенаучных знаний и специальной подготовки, при выполнении самостоятельных исследований в виде докладов, рефератов, эссе у студентов среднего профессионального образования происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств для проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе рекомендуется участие студентов в научных конференциях как внутри техникума, так и на региональном уровне, участие в конкурсах научных работ и тематических выставках. По мере усложнения задач и форм научно-исследовательских работ, возрастает их объем, а учебно-исследовательская работа приобретает все более творческий характер [1, с.55].

В сети Интернет можно найти много доступных образовательных ресурсов по разным направлениям: тематические сайты, сайты преподавателей, образовательные порталы, электронные библиотеки, которые помогают обучающимся не только самостоятельно осваивать учебный материал, но и использовать электронные образовательные ресурсы для проведения учебных исследований, анализа оборудования и технологий в рамках изучаемого профессионального модуля, написания статей и докладов для участия в научно-практических конференциях.

Анализируя множество Интернет-источников можно сказать, что преподавателю и студенту приходится проводить огромную работу по поиску, систематизации и отбору материала из ЭОР для того, что бы удовлетворить образовательные требования в формате учебно-исследовательской работы студентов. Но при общей заинтересованности в конечном результате: написание статьи и возможность участия в научно-практической конференции, приводит к тому, что меняется характер взаимодействия преподавателя и студента, расширяются возможности обучающегося в самостоятельной работе, что и способствует достижению ожидаемого результата.

Таким образом, научная работа студентов в системе среднего профессионального образования, осуществляемая в форме учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, является важным фактором развития профессиональных компетенций [4, с.14], а использование ЭОР в исследовательской деятельности ведет к развитию навыков углубленного анализа образовательных и нормативно-технических материалов.

Литература:

  1. Статистика российского образования http://stat.edu.ru
  2. Кругов В. И. и др. Основы научных исследований. — М.: Высшая школа, 2014–400 с.
  3. Рыжов В. Н.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. — Саратов, 2015. — 97 с.
  4. Скобелева И. Е. Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам ІХ международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы». — С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. — с.11–15
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская работа, профессиональное образование, система среднего, студент, учебно-исследовательская работа студентов, знание, исследовательская работа, самостоятельная работа, умственный труд, учебно-исследовательская работа студентов среднего.

Похожие статьи

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов

Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализац...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные прак...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы

Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов

Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализац...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные прак...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы

Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...