Современные технологии в работе с одарёнными детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 1662 раза

Библиографическое описание:

Хоруженко, Е. Г. Современные технологии в работе с одарёнными детьми / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11014/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Педагогическая наука во всём мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, эконмическим и социальным развитием современного общества. Традиционная система образования, ориентированная на парадигму «учитель — учебник (в широком понимании) — ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: «ученик — учебник (информационно- предметная среда) — учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Как же в нашем образовательном учреждении осуществляется система поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников? В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся — это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

‒ Учет возрастных способностей учащихся;

‒ Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

‒ стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надёжность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;

‒ валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность её в этом отношении.

Выделим несколько этапов в процессе поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных.

I этап — диагностический. На этом этапе деятельность направлена на выявление одарённых детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т. к. одарённость может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для «распознания» одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология «Дебаты», учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок- презентация. Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав MicrosoftOffice, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео- и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа «Интеллект».

Далее мы выделяем II этапв развитии творческого потенциала учащихся — проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одарённых детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями — это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одарённого ребёнка.

III этап — организационно-коррекционный.В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

IV этап — оценочный. Это этап проверки приобретённых знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе — контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории, в 2000, 2006, 2007, 2008,2012, 2013, 2014, 2015 годах ученики нашего образовательного учреждения становились призерами и победителями олимпиады. Также учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями Региональных межвузовских олимпиад по истории.

Основные термины (генерируются автоматически): III, творческий потенциал учащихся, образовательное учреждение, этап, достаточная мотивация, особенность формирования, психологическая диагностика, ребенок, творческий потенциал обучающихся.

Похожие статьи

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Основные способы реализации инновационных технологий в общеобразовательной школе с узбекским языком обучения

В данном исследовании рассматриваются основные способы реализации инновационных технологий в общеобразовательной школе с узбекским языком обучения. Особое внимание уделено следующим аспектам: использование игровых технологий для активизации учебного ...

Знакомство с современными технологиями и роботами в детском саду

В статье автор исследует необходимость знакомства детей дошкольного возраста с современными профессиями и технологиями в рамках получения знаний о профессиях.

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...

Похожие статьи

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Основные способы реализации инновационных технологий в общеобразовательной школе с узбекским языком обучения

В данном исследовании рассматриваются основные способы реализации инновационных технологий в общеобразовательной школе с узбекским языком обучения. Особое внимание уделено следующим аспектам: использование игровых технологий для активизации учебного ...

Знакомство с современными технологиями и роботами в детском саду

В статье автор исследует необходимость знакомства детей дошкольного возраста с современными профессиями и технологиями в рамках получения знаний о профессиях.

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...