Контроль сформированности профессиональной речевой компетентности курсантов-иностранцев из стран ближнего зарубежья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, О. А. Контроль сформированности профессиональной речевой компетентности курсантов-иностранцев из стран ближнего зарубежья / О. А. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11023/ (дата обращения: 16.10.2024).



Известно, что контрольная работа является одним из распространенных видов промежуточного, а иногда итогового контроля и представляет собой запланированный способ проверки знаний, умений и навыков обучающихся, требующий самостоятельной работы с материалом по учебному предмету [1, с. 5].

Приведем пример контрольной работы по дисциплине «Иностранный (русский) язык». Данная контрольная работа проводится в конце пятого семестра и представляет собой систему заданий, способствующих контролю усвоения лексики военно-специальных дисциплин, грамматических моделей и контролю сформированности навыков письменной речи — составляющих коммуникативной и профессионально-речевой компетентности иностранных военнослужащих, обучающихся в российских военных вузах.

Проверка теоретических знаний и практических навыков в области владения спецлексикой осуществляется при помощи грамматических и коммуникативно ориентированных творческих заданий по прочитанному тексту.

Учитывая разный уровень владения русским языком курсантами-иностранцами, можно предложить два и более варианта заданий контрольной работы. Задания второго и последующих вариантов должны иметь пониженную степень трудности и сокращенное количество языковых конструкций.

В начале занятия следует познакомить обучающихся с содержанием и организацией выполнения заданий. Все письменные задания выполняются на отдельном листе. Задания могут выполняться в произвольной последовательности. Использование курсантами учеников и учебных пособий во время контрольной работы не предусмотрено.

Обратимся к возможным вариантам контрольной работы по лексике военно-специальных дисциплин.

Вариант 1.

Задание 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Если оружием владеешь, врага одолеешь

Эту пословицу часто повт…ряли фронтовики во время Великой Отечественной войны.

Пр…красно владел своим оружием Герой Советского Союза наводчик орудия сержант Рахимжан Такатаев. В одном бою он 15 снарядами сж…г 13 фашис…ских танков и самоходных орудий.

Бой начался с мощ…ного артил…ерийского налёта противника. В течение нескольких минут гитлеровц… обстреливали наши позиции, а затем под прикрытием дымовой завесы в сопров…ждении 14 танков и самоходных орудий, 4 бронетранспортёров перешли в наступление.

Несмотря на то, что противник имел в своём распор…жении танки и другую боевую технику, советские воины отважно защищ…ли свои позиции. 1-м открыло огонь орудие рядового Татаренко. Он по…бил 3 вражеских машины, но был тяжело ранен. Место солдата занял младший сержант Грабарь. Хотя самоходное орудие противника разбило его орудие снарядом, сержанту Грабарю удалось сжеч… 2 вражеских бронетранспортёра. В бой вступила пушка, у которой находился сержант Шемякин, но скоро она так же была разбита снарядом вражеского орудия. На огневых позиц…ях нашего подразделения наступила тишина. Фашисты решили: если батарея молчит, значит, все артил…еристы уничтожены.

Танки и самоходные орудия противника вклинились в распол…жение батареи. И в этот момент открыло огонь орудие Такатаева, которое было хорошо замаскировано. Он мгновенно пр…целился в средний танк, выстрелил. Фашис...ская машина заг…релась. 2 выстрел — и заг…релся 2 танк. Такатаев наводит орудие на самоходное орудие противника. Выстрел — и орудие г…рит. 4 выстрелом Такатаев уничтожил головной танк противника.

Рахимжан бил немецкие машины на выбор. Теперь они не могли свободно маневрировать на поле, там г...рели 3 танка и самоходное орудие. Вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, но он продолжал вести огонь. Победителем в этом бою оказался советский артил…ерист Рахимжан Такатаев. В его умелых руках боевое орудие бл…стяще выдержало трудное испытание [2, с.627].

Задание 2.Объясните значение слов. Определите вид глаголов, подберите видовую пару.

Пословица, головной, одолеть, рваться, наводить, блестяще.

Задание 3. Разберите слова по составу, подберите по 2 однокоренных слова к каждому из данных слов.

Бронетранспортёр, подразделение, боевой, защищали.

Задание 4.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. К первым двум словам подберите проверочные.

Повт…ряли, распор…жение, пр…красно, сж…г, по…бил, мощ…ного, фашис…ский, заг…орелась, бл…стяще, гитлировц….

Задание 5.Затранскрибируйте подчеркнутые буквы.

Оказался, сжёг, под прикрытием, наводчик, перешли.

Задание 6.Запишите числительные из текста задания 1 словами. Определите их разряд (количественное, порядковое, собирательное).

Задание 7. Просклоняйте словосочетание.

И.п. Пятнадцать снарядов.

Р.п. …и т. д.

Задание 8. Восстановите полную форму кратких причастий, запишите глаголы, образовавшие эти причастия, определите вид глагола.

Модель: куплен — купленный — купить (СВ).

Ранен, уничтожены.

Задание 9.Составьте словосочетания. Определите тип связи (согласование, управление, примыкание).

Владеть (чем?)…

(какие?)… руки

(какая?)… завеса

в сопровождении (чего?)

Задание 10. Подберите синонимы и антонимы к словам.

Средний, маневрировать.

Задание 11. Поставьте вместо пропусков уступительные союзы «хотя», «несмотря на то, что». Постройте схему первого предложения.

  1. … наводчик орудия был ранен, он подбил 3 вражеских танка.
  2. … гитлеровцы бросили в бой мощную боевую технику, советские воины мужественно защищали занятые позиции.
  3. … фашисты имели преимущество в живой силе, они вынуждены были отступить.

Задание 12. Выполните синтаксический разбор предложения. Определите тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

Сержанту Грабарю удалось сжечь два вражеских бронетранспортёра.

Задание 13. Кратко ответьте на вопросы. Ответы запишите.

  1. Какими силами располагал враг в наступлении?
  2. Кто первым открыл огонь по врагу?
  3. Когда открыл огонь Такатаев?
  4. Как вы понимаете пословицу: «Если оружием владеешь, то врага одолеешь»?

Вариант 2.

Задание 1. Прочитайте текст.

Если оружием владеешь, врага одолеешь

Эту пословицу часто повторяли фронтовики во время Великой Отечественной войны.

Прекрасно владел своим оружием Герой Советского Союза наводчик орудия сержант Рахимжан Такатаев. В одном бою он 15 снарядами сжёг 13 фашистских танков и самоходных орудий.

Бой начался с мощного артиллерийского налёта противника. В течение нескольких минут гитлеровцы обстреливали наши позиции, а затем под прикрытием дымовой завесы в сопровождении 14 танков и самоходных орудий, 4 бронетранспортёров перешли в наступление.

Несмотря на то, что противник имел в своём распоряжении танки и другую боевую технику, советские воины отважно защищали свои позиции. 1-м открыло огонь орудие рядового Татаренко. Он подбил 3 вражеских машины, но был тяжело ранен. Место солдата занял младший сержант Грабарь. Хотя самоходное орудие противника разбило его орудие снарядом, сержанту Грабарю удалось сжечь 2 вражеских бронетранспортёра. В бой вступила пушка, у которой находился сержант Шемякин, но скоро она так же была разбита снарядом вражеского орудия. На огневых позициях нашего подразделения наступила тишина. Фашисты решили: если батарея молчит, значит, все артиллеристы уничтожены.

Танки и самоходные орудия противника вклинились в расположение батареи. И в этот момент открыло огонь орудие Такатаева, которое было хорошо замаскировано. Он мгновенно прицелился в средний танк, выстрелил. Фашистская машина загорелась. 2 выстрел — и загорелся 2 танк. Такатаев наводит орудие на самоходное орудие противника. Выстрел — и орудие горит. 4 выстрелом Такатаев уничтожил головной танк противника.

Рахимжан бил немецкие машины на выбор. Теперь они не могли свободно маневрировать на поле, там горели 3 танка и самоходное орудие. Вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, но он продолжал вести огонь. Победителем в этом бою оказался советский артиллерист Рахимжан Такатаев. В его умелых руках боевое орудие блестяще выдержало трудное испытание.

Задание 2.Объясните значение слов. Определите вид глаголов, подберите видовую пару.

Фронтовик, наводчик, вклиниться, маневрировать, прицеливаться, сжигать.

Задание 3. Разберите слова по составу, подберите по 2 однокоренных слова к каждому из данных слов.

Самоходное, наступление, владеешь, победитель.

Задание 4.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. К первым двум словам подберите проверочные.

Сопров…ждение, пр…целился, сжеч…, т…жело, ве...ти огонь, защищ…ло, артил…ерия, распол…жение, г…рит, позиц…и.

Задание 5.Затранскрибируйте подчёркнутые буквы.

Фашистских, орудие, сержант, обстреливали, в течение.

Задание 6.Запишите числительные из текста задания 1 словами. Определите их тип по составу (простое, сложное, составное).

Задание 7. Просклоняйте словосочетание.

И.п. Четыре бронетранспортёра.

Р.п. …и т. д.

Задание 8. Восстановите полную форму кратких причастий, запишите глаголы, образовавшие эти причастия, определите вид глагола.

Модель: куплен — купленный — купить (СВ).

Разбиты, замаскировано.

Задание 9.Составьте словосочетания. Определите тип связи (согласование, управление, примыкание).

Наводить (что?)…

(какой?)… танк

(какое?)… испытание

в течении (чего?)

Задание 10. Подберите синонимы и антонимы к словам.

Мгновенно, трудный.

Задание 11. Поставьте вместо пропусков уступительные союзы «хотя», «несмотря на то, что». Постройте схему второго предложения.

  1. Противнику не удалось прорвать нашу оборону, … его артиллерия вела ураганный огонь.
  2. …вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, он продолжал вести огонь.

Задание 12. Выполните синтаксический разбор предложения.

Орудие Такатаева было хорошо замаскировано.

Задание 13. Кратко ответьте на вопросы. Ответы запишите.

  1. Как защищали свои позиции советские воины?
  2. Кто занял место у орудия вместо Татаренко?
  3. Сколько танков и САУ уничтожил Такатаев?
  4. Что обеспечило победу советского воина в бою?

Таким образом, показателями владения специальной лексикой и сформированности профессионально-речевой компетентности курсантов-иностранцев будет являться способность верно выполнить задания с опорой на предложенный текст. Оценка за контрольную работу складывается из оценки за все виды заданий.

Оценка «отлично» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 5 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 2 речевых, 2 грамматических, 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок.

− Оценка «хорошо» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 8 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 4 речевых, 4 грамматических, 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 11 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 6 речевых, 6 грамматических, 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено более 11 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив более 6 речевых, 6 грамматических, 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Литература:

  1. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / под общ. ред. Л. В. Ворониной. — Рязань: РВВДКУ, 2011. — 200 с.
  2. Ермолаева Н. В., Учебник русского языка для лиц, говорящих на испанском языке / Н. В. Ермолаева, Т. Н. Паздзерская // М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, –1966. — 750 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, контрольная работа, самоходное орудие противника, танк, материал задания, орудие, письменная форма, сержант, слово, наводчик орудия.

Похожие статьи

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Похожие статьи

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России