Сказкотерапия как средство развития толерантности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Сказкотерапия как средство развития толерантности / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11049/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сказкотерапия — это и «воспитательная» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) и профилактическая система, которая включает в себя экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание. В слове заключено и второе значение. Это процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение проявлений агрессии, ненависти. Сказкотерапии присущи нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. Сказка учит добру и терпимому отношению к своему однокласснику вне зависимости от национальности и вероисповедания.

К особенностям сказки, которые способствуют эффективной работе относятся:

1. Неформальная игра или занятие, у которых нет прямых назиданий и нравоучений.

«Сказка—складка (вымысел)», говоря о цели создания и «необычной» характерной примете содержания. Иначе говоря, это намек, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Сказки передают и закрепляют нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой к осуждению асоциального поведения. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ученик ненавязчиво воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире, самостоятельно анализирует поведение героев и ситуации, и, сделав выводы, сможет выйти из сложного положения. Чтобы помочь младшим школьникам усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и трепетно относятся к проявлениям доброты как со стороны окружающих, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно, читая сказку, точно передать характеры ее героев.

2. Направленность обучающегося на умение ориентироваться в мире через анализ действия героев сказки. Определенное место действия психологически отдаляет от событий, происходящих в сказке. Легче перенести себя за тридевять земель, в современном восприятии это заграница — Азебайджан, Узбекистан, Таджикистан и обыграть с учителем место действия. Реальные черты далекой действительности помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем, собирательным образом.

3. Мудрости ступенька.

Знакомство со сказкой помогает представить формы социальной жизни. Ученик переживает события вместе со сказочными героями, осмысливает их поведение и совместно с учителем делает правильный жизненный выбор. Одна и та же сказка может решать актуальные проблемы, в том числе толерантности в разные периоды жизни, сберегая здоровье.

4. Добро и зло в сказках.

В сказках дано четкое распределение ролей — Добрый и Злой герой. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо, обязательной дружбой и взаимовыручкой. Такая ситуация положительно сказывается на взаимоотношении среди одноклассников, ребят во дворе, потому что герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

5. Если бы у меня был цветик-семицветик?

Ощущение многогранности Мира и единство с ним помогает вымышленная история сказки. Именно принцип «у меня все получится, потому что мне поможет цветик-семицветик исполнить желание» делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Таким образом, под сказкотерапией следует понимать расширение поля сознания и поведения ученика начальной школы под воздействием сказочного жанра и влияние на эмоциональный мир и интеллектуальную сферу ученика. При работе со сказкой необходимо принимать во внимание: занятия не должны быть длинными и перегруженными; с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов (давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение); меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных.

Исходя из наблюдений, были выработаны основные этапы работы над сказкой:

  1. Знакомство с персонажами сказки.

Задача учителя — вместе с учащимися выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Важно обратить внимание на внешний образ персонажа.

  1. Знакомство с главным объектом (героем) сказки. Из всех героев сказки учитель совместно с учащимися выделяет главного и комментирует его действия.
  2. Эмоциональное состояние учащегося. Целью является содействие укрепления психологического здоровья учащегося посредством развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
  3. Причинно-следственные связи. Цель — связь между явлениями, осмысление представленного явления; осознание события и умение сделать правильный вывод.
  4. Анализ сказки. На этом этапе учитель задает вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ученика к каждому персонажу.
  5. Стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание сказки).
  6. Совместное рассказывание сказки: педагог-ученик.
  7. Проведение игр-импровизаций.

На занятиях по сказкотерапии могут использоваться работа по карточкам, отгадывание загадок, игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Для младших школьников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки из окружающего мира, а отгадки-куклы появляются в национальных костюмах в окошке теремка и рассказывают о своих традициях, жизненном укладе, своей родине.

Можно предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения. Особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, учащийся легко погружается в свой внутренний мир и мир одноклассников, интуитивно подсказывая выход из создавшихся неурядиц и непонимания. В результате младший школьник получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации, благодаря которым делает правильные выводы и которые ведут к дружбе и пониманию между детьми разных национальностей.

Осваивая алгоритм безопасного и толерантного поведения, учащийся получает представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире.

Литература:

  1. Никифоров А. И. Сказка, её бытование и носители/А. И. Никифоров– М.: Просвещение, 1930–105с.
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — М.: 1981–287с
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, место действия, окружающий мир, персонаж сказки, ребенок.