Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грачева, А. С. Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации / А. С. Грачева, О. И. Локтюхина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11079/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ознакомление детей с художественной литературой — задача, стоящая перед педагогами в ДОУ. Поэзия, как один из жанров литературы, занимает существенное место в работе по этому направлению. Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является особенно актуальным для ДОУ Рязани и Рязанской области, но также немаловажна для изучения поэзии в целом.

В данной статье рассмотрены некоторые методические аспекты работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством поэта С. А. Есенина. В результате анализа особенностей восприятия и понимания детьми поэтического слова, с учетом сложного характера лирики Есенина, сформулированы принципы оптимизации и усовершенствования методики ознакомления дошкольников с творчеством поэта в ДОУ. Особое внимание уделено рассмотрению принципа внедрения практических инноваций, так как инновационная деятельность является одним из основных способов развития творческого потенциала участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

«Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации».

Работа педагога в ДОУ — это поиск путей открытия мира для детских глаз и открытия детских душ для целого мира. Неизбежно, говоря о становлении духовного начала, об умении видеть красоту вокруг, сохранять ее в себе, мы приходим к необходимости обращения к литературе: к художественному и поэтическому слову. В педагогике и психологии широко рассматривается проблема восприятия дошкольниками поэзии. Нужно ли использовать поэзию в ДОУ или отложить ее до начала школьного курса? Как воспринимают поэзию дошкольники? Какая поэзия доступна для понимания детьми, а, значит, уместна для изучения в ДОУ? Конечно, поэтическое слово окружает детей с раннего детства: малые поэтические формы из фольклора (потешки, прибаутки, песни, колыбельные), небольшие, часто тематические, стихи для детей и многое другое; но поэзия в широком, ее понимании, как произведения великих русских поэтов, не всегда занимает значимое место, не получает должного внимания в дошкольном детстве. И это становится все более актуально для современной действительности.

Потеря интереса к поэзии — печальная реальность нашего времени. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда телевидение и новомодные гаджеты с уверенностью вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую. Поэтому педагогов не могут не беспокоить пробелы в освещении данной тематики в ДОУ. Тем печальнее осознавать всю глубину проблемы, являясь земляками великого русского поэта С. А. Есенина, источником творчества которого был наш родной Рязанский край. Слово о Родине, сказанное сердцем, наполненное добротой и теплом, всегда близко и дорого, понятно и притягательно — вот, что отличает произведения Есенина. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства. Богатство поэзии Сергея Александровича неисчерпаемо, при тщательном и профессиональном педагогическом подходе способно стать ценнейшим источником для развития образной речи дошкольников. Гармония и ритм стихов Есенина естественны и изящны, что благоприятно влияет на развитие поэтического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с творчеством С. А. Есенина детей в ДОУ — инструмент решения проблемы возвращения, в том числе в семью, интереса к литературе и поэзии. Используя этот инструмент, следует учитывать то, что творчество Есенина в полной мере изучается только на школьном этапе и лишь некоторые поэтические произведения являются хорошо доступными к восприятию детьми старшего дошкольного возраста, их-то можно и нужно анализировать, заучивать наизусть. Разработка методических подходов к ознакомлению детей в ДОУ с поэзией С. А. Есенина, внимание к особенностям восприятия, понимания детьми поэтического слова — важная и актуальная задача педагогов ДОУ, в работе по данной теме.

Педагогам хорошо известно, что ни в коем случае нельзя умалять влияние литературы, поэзии в частности, на развитие детей. Поэтические произведения способствуют формированию речи дошкольников: из них дети черпают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, знакомятся с образными выражениями, обогащают речь эмоционально. Благодаря художественному слову происходит становление нравственных чувств и оценок, норм поведения, воспитывается эстетическое восприятие. Силой воздействия художественного образа осуществляется воспитательная функция литературы. Учитывая это, следует выделить ряд принципов, определяющих подбор материала, тем, методов и приемов, а так же позволяющих повысить результативность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.Есенина.

Одним из основных принципов должен быть принцип доступности для понимания детьми предлагаемого материала. Творчество Есенина является многогранным, и здесь важен внимательный подход к подбору произведений для первого знакомства дошкольников с поэтом. Ориентиром может стать «осязаемость образа», когда ребенок способен, буквально пальчиками ощутить кисти белой снежной бахромы на тонких ветках березы, увидеть своими глазами золото задремавших звезд, ярко-золотые лучи солнца на восходе, услышать вкрадчивую песню серебряного ручья или треск морозов, сковавших пруды. С этой точки зрения стоит обратить внимание на такие произведения С. А. Есенина как «Восход солнца», «С добрым утром», «Зима», «Поет зима — аукает», «Береза», «Пороша», «Черемуха», «Ночь» и другие. Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со своими ощущениями, уже пережитыми эмоциями. Так, например, стихотворение «Бабушкины сказки» найдет отклик в сердце любого дошкольника, который любит шумные зимние забавы и тихие семейные чтения вечером перед сном. Учитывая это можно вызвать неподдельный детский интерес к творчеству великого земляка.

Следующий принцип — усиление художественного образа. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, педагог должен прибегать к средствам, помогающим сделать этот образ более объемным. Сюда можно отнести такие методы и приемы, как демонстрация картин и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения, передача образа посредством рисунка, дизайна и подобное. Этот принцип позволяет, как повысить общий культурный уровень детей, так и создать позитивный эмоциональный фон для усвоения новой информации.

Опорой для усиления художественного образа может стать принцип внедрения практических инноваций. Разработка и использование инновационных технологий при работе с детьми в ДОУ — вот один из способов повышения интереса к любым темам, предметам и видам деятельности во всех образовательных областях. Так и знакомство дошкольников с поэзией способно выйти на качественно более высокий уровень, ориентируясь на принцип внедрения практических инноваций: новых методик, алгоритмов, технологий проектной деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также технологий исследовательской и игровой деятельности. Проводя работу по ознакомлению детей с жизнью и творчеством С. А. Есенина, будет целесообразно преобразовать воспитательно-образовательный процесс в проектную деятельность. Педагог может выбрать информационный, познавательно-творческий, игровой либо другой тип проекта, отвечающий поставленным целям и задачам, спланировать проект во времени: от краткосрочного, до достаточно продолжительного долгосрочного, определить характер контактов — это работа внутри одной группы, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Стоит уделить особое внимание использованию ИКТ, что позволит удержать интерес дошкольников к теме, идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Как пример, при знакомстве с очередным лирическим произведением Сергея Есенина, можно подготовить аудиовизуальный ряд в виде презентации, которая поможет детям в полной мере осознать значение художественного образа. Так же презентация может сопровождать непосредственно образовательную деятельность, как способ вхождения в игровую ситуацию, знакомство с персонажем-проводником, включать в себя интерактивные игры и задания. Учитывая особенности восприятия поэтического слова детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на игру, как на основной вид деятельности воспитанников ДОУ, можно определить использование информационно-коммуникационных технологий следующим образом: значимая практическая инновация, помогающая донести информацию в максимально наглядной и доступной пониманию детей форме. В совокупности различные практические инновации позволят педагогу добиться положительной динамики усвоения знаний у дошкольников при ознакомлении с лирикой С. А. Есенина, разнообразят и дополнят традиционные подходы предоставления информации.

Проникновение поэзии С.Есенина в различные сферы деятельности дошкольника — еще один основополагающий принцип работы по данной теме. Творчество Есенина способно живо растворятся в каждом новом дне: педагоги здороваются со своими воспитанниками и читают стихотворение поэта «С добрым утром!»; берут в руки кисти, краски и вместе с детьми оживляют есенинскую березу (стихотворение «Береза»), задрожавшее зеркало затона (стихотворение «С добрым утром!»); наблюдают на прогулке за поведением птиц зимой и вспоминают строки поэта о том, как жмутся друг к другу, стараясь согреться, игривые воробушки (стихотворение «Поет зима — аукает»). Так же не стоит забывать о традиционных методах и приемах в изучении поэтического творчества: выразительное чтение, заучивание наизусть, драматизация, театрализованная и культурно-досуговая деятельность. Познавательная и социально-коммуникативная области развития детей могут быть обогащены знакомством с традициями родного края, на примере жизни и творчества С.Есенина расширены представления о быте и укладе прошлых лет в русской глубинке. Работа в этом направлении позволит обогатить лексику детей устаревшими и редко встречающимися словами. Несомненно, дошкольникам будет интересно узнать, что же такое «зыбка», как она монотонно «взрыкает», погружая ребенка в сладкий сон (стихотворение «Вечер, как сажа…»). Много интересного, удивительного и необычного способно открыть творчество С.Есенина детям и даже взрослым.

Так мы приходим к очередному принципу — любовь к поэзии рождается в семье, значение которого нельзя недооценивать, повышая уровень и качество педагогической работы в ДОУ. В основе этого принципа лежит активная работа с родителями, в целях повышения компетентности по данной теме, пробуждения живого интереса к творчеству великого земляка внутри семьи. Здесь важно использовать максимально широкий спектр средств, методов и приемов работы: информационная и методическая помощь, консультации, мониторинги, анкетирования, наглядная информация, а также совместные поэтические чтения, творческие мастерские, мастер-классы.

Руководствуясь этими принципами, следует учесть еще один значимый фактор — системный подход: работу целесообразно систематизировать посредством перспективных тематических планов, составленных не более чем на три — четыре месяца, так как дальнейшее их составление стоит вести только с учетом особенностей усвоения детьми предыдущего материала, проводить диагностику, анализ и корректировку на текущий момент.

Таким образом, работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией Сергея Александровича Есенина, представляется значимой, широкой и увлекательной для педагогов, воспитанников и их родителей. Впечатления, полученные в детские годы, остаются самыми глубокими, яркими, запоминающимися, и первое знакомство с лирикой поэта откладывается в памяти ребенка, а не проходит бесследно. Педагог ДОУ, чувствующий поэзию, осознающий всю ее ценность, способен привить детям любовь к поэтическому слову так, что, даже став взрослыми, они останутся почитателями творчества С. А. Есенина на долгие годы. Данная работа способна объединить семьи общим глубоким увлечением, призвана сохранить и укрепить узы между людьми, живущими под тем же небом, что и великий русский поэт.

Вариант использования практических инноваций (ИКТ) в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством С.Есенина на примере конспекта НОД для старшего дошкольного возраста «В стихах слова, в словах вопрос».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством С. А. Есенина

Задачи: создать условия для формирования устойчивого интереса к жизни и творчеству знаменитого земляка, поэта С. А. Есенина; способствовать развитию поэтического слуха у детей; познакомить с некоторыми устаревшими словами, которые можно встретить в стихах С.Есенина; развивать навыки коммуникации; прививать любовь к поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Материалы к занятию (картинки, иллюстрации, фото, музыкальное сопровождение) оформлены в презентацию:

Слайд 1: изображение знака вопроса черного цвета.

Слайд 2: детское фото поэта С.Есенина.

Слайд 3: детское фото С.Есенина с его родителями.

Слайд 4: изображение знака вопроса красного цвета.

Слайд 5: изображение знака вопроса черного цвета с улыбкой.

Слайд 6: всплывающие картины, изображающие деревенский быт конца 19 — начала 20 века в русской глубинке, аудиосопровождение А.Вивальди «Времена года. Зима».

Слайд 7: изображение книги сказок.

Слайд 8: изображение знака вопроса красного цвета.

Слайд 9: изображение маленьких деревянных ручных санок — салазок.

Слайд 10: изображение знака вопроса черного цвета с улыбкой

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, этим чудесным утром я хотела продолжить наше с вами знакомство с творчеством знаменитого поэта, нашего земляка… Кто напомнит мне его имя? Да, с творчеством Сергея Есенина. Как вдруг возник вопрос. И это не образное выражение. В нашей группе, откуда не возьмись, появился король загадок и задач, правитель страны Поисков ответов, сам Знак Вопроса (демонстрирует изображение вопросительного знака в черном цвете — слайд 1)). Он поведал мне, что пришел, чтобы остаться у нас, задавать нам вопросы, находить разгадки вместе с нами, ведь в нашей группе у всех ребят пытливые умы и светлые головы. Что вы скажите, пусть Знак Вопроса остается? Тогда приглашаю вас окунуться в удивительный мир поэзии Сергея Есенина, чтобы почувствовать ее красоту, задуматься, совершить маленькие открытия.

Знаете, ребята, когда поэт Сергей Александрович Есенин был ребенком, он был очень похож на вас. К сожалению, сохранилось совсем немного детских изображений будущего поэта, но я нашла для вас несколько. Вот посмотрите (демонстрирует изображения — слайд 2). Здесь он совсем как вы. Что вы можете сказать о мальчике с этого фото? Какой он? (дети высказываются, с помощью воспитателя составляют небольшой описательный рассказ). А на этой фотографии маленький Сережа Есенин с родителями, на коленях у мамы (слайд 3). Как вы думаете, он любил свою маму? А знаете, что еще любил будущий поэт в детстве? (дети высказывают предположения) Он очень любил слушать сказки. Я знаю, вы тоже очень любите сказки. Хотите поиграть и проверить хорошо ли вы знаете сказки? И это будет первое задание от нашего гостя Знака Вопроса (изображение знака вопроса меняется на красное — слайд 4).

Игра «Собери картинку»: дети делятся на 3–4 команды, командам предлагается собрать из отдельных частей картинку с изображением иллюстрации к какой-либо сказке и угадать название сказки, поощряются полные ответы о том, народная сказка или авторская, кто ее автор. Игра способствует развитию пространственной ориентации, памяти, вниманию, мышлению; помогает формировать умение работать в команде.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, вот и наш гость рад этому (изображение знака вопроса меняется на черное, появляется улыбка — слайд 5). Что ж, возвратимся к рассказу о маленьком Сереже Есенине. В далекие времена детства поэта заняться долгими зимними вечерами было нечем, оставалось только слушать, как поет метель за окном. Посмотрите на картины, изображающие деревенский уклад жизни, быт тех лет, и послушайте мелодию зимы (демонстрирует иллюстрации, звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима» — слайд 6). Вам понравилась музыка? Какое настроение она передает? Вы любите зиму? Сергею Есенину тоже нравилась зима. Когда он вырастет и станет поэтом, то напишет много красивых стихотворений о зиме, с некоторыми из них вы уже знакомы. Вспомните их названия? (дети вспоминают название стихотворения «Пороша», «Поет зима — аукает»). А что же такое пороша? (уточняют значение слова, например: свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега — по Ожегову). Давайте разомнемся и поиграем, представим себе снежную зиму и порошу.

Физминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

1–2 строки: руки вверх, плавно опускаются перед собой;

3 строка: обе руки одновременно вправо вверх, ладонями имитируются хватательные движения, затем руки к груди, ладони сжаты в кулаки, тоже повторяется в лево;

4 строка: вытягиваются руки перед собой ладонями вверх;

5 строка: руки вверх, опускаются вниз плавно через стороны, как бы описывая сугроб;

6 строка: плавные движения руками из стороны в сторону;

7–8 строки: шаг на месте с высоким подниманием колена.

Воспитатель: Молодцы! Теперь, когда вы знаете, что в детстве Сергей Есенин любил зиму, сказки, я познакомлю вас с его стихотворением «Бабушкины Сказки» (воспитатель читает стихотворение «Бабушкины сказки» — слайд 7).

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какое у него настроение? Почему? (дети высказываются) Мне что-то подсказывает наш гость Знак вопроса (изображение вопроса становится красным — слайд 8). Ребята, все ли слова в данном стихотворении вам известны и понятны? Давайте я прочту первое четверостишие, вы будете внимательно слушать, а потом скажите, что вызвало у вас затруднение и вопрос. (Перечитывает, затем уточняют значение слов «задворки» — место за дворами, позади изб; «разухабистой гурьбой» — бойкая группа, преисполненных веселья, удали ребят). Вот какие интересные слова! Сейчас послушайте второе четверостишие и отыщите слово, значение которого будет вам непонятно. (Перечитывает; уточняют значение слова «салазки» — так раньше назывались маленькие деревянные ручные санки; воспитатель демонстрирует изображение салазок — слайд 9). Запомните, ребята, значение этого слова! А как вы думаете, почему мы не могли сразу понять значение этих слов, почему они показались нам незнакомыми? Потому, что эти слова, к сожалению, устарели, так говорили, когда будущий поэт Сергей Есенин был таким маленьким, как вы сейчас, а это более 120 лет назад, представляете? Вот какие это старые слова. Но, хотя мы и не говорим уже салазки, а говорим санки, дети все так же любят кататься со снежных горок зимой, любят веселиться, слушать сказки. И мы должны беречь связь с прошлым, поэтому я прошу вас запомнить значение слов, с которыми мы познакомились благодаря стихам С.Есенина. Может кто-то расскажет нашему гостю Знаку Вопроса, какие слова он запомнил, что они означают? (Дети высказываются. Изображение знака меняется на черное с улыбкой — слайд 10.) Спасибо Знаку Вопроса, что указал нам на такие интересные, устаревшие слова в стихотворении Сергея Есенина, теперь мы знаем их значение. Знак Вопроса просит вас, ребята, нарисовать дома с родителями салазки, не забудьте рассказать вашим близким о значении этого слова, попросите близких еще раз прочесть вам стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки», а, может быть, кто-то из вас даже выучит отрывок наизусть. Мы со знаком вопроса будем очень рады!

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, изображение знака, ознакомление детей, старший дошкольный возраст, поэтическое слово, слайд, слово, творчество, художественный образ, черный цвет.

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Теоретические основы художественно-творческого развития дошкольников средствами народной пластики

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Теоретические основы художественно-творческого развития дошкольников средствами народной пластики